Примеры исторического стиля. Исторические стили в искусстве: от античности до модернизма

Какие основные художественные стили существовали в истории искусства. Чем характеризуются готика, барокко, классицизм и модерн. Как менялись направления в живописи от Возрождения до авангарда.
Теперь перейду к написанию основного текста статьи:

Эволюция художественных стилей в искусстве

История искусства насчитывает множество разнообразных стилей и направлений, сменявших друг друга на протяжении веков. Каждая эпоха привносила свое уникальное видение прекрасного, формируя характерные черты того или иного художественного стиля. Рассмотрим основные вехи в развитии искусства и наиболее значимые стили, оставившие яркий след в мировой культуре.

Античное искусство: колыбель европейской культуры

Античное искусство Древней Греции и Рима заложило основы европейской художественной традиции. Какие черты были характерны для античного стиля?

  • Стремление к идеальным пропорциям и гармонии
  • Реалистичность изображения человеческого тела
  • Обращение к мифологическим сюжетам
  • Монументальность архитектурных форм

Античные каноны красоты на долгие века стали эталоном для художников и скульпторов. Классические ордера в архитектуре, скульптурные изображения богов и героев, росписи с мифологическими сценами — все это сформировало базис европейского искусства.


Готический стиль: устремленность к небесам

Готика, зародившаяся в XII веке во Франции, привнесла в искусство невиданную прежде духовную экспрессию. В чем заключались основные особенности готического стиля?

  • Устремленность архитектурных форм вверх
  • Стрельчатые арки и своды
  • Обилие скульптурного декора
  • Витражи с религиозными сюжетами
  • Вертикальное членение фасадов

Готические соборы с их грандиозными размерами и изысканным декором стали воплощением средневекового мировоззрения, обращенного к Богу. Этот стиль оказал огромное влияние на развитие европейского искусства.

Ренессанс: возрождение античных идеалов

Эпоха Возрождения ознаменовалась возвратом к античным идеалам красоты и гармонии. Какие черты были присущи искусству Ренессанса?

  • Интерес к анатомии человеческого тела
  • Использование линейной перспективы
  • Светский характер живописи
  • Гуманистические идеалы
  • Обращение к античным сюжетам

Творчество таких титанов Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, заложило основы классического европейского искусства. Ренессансные идеалы гармонии и совершенства человека оказали огромное влияние на всю последующую культуру.


Барокко: театральность и экспрессия

Стиль барокко, господствовавший в европейском искусстве XVII-XVIII веков, отличался особой пышностью и декоративностью. Каковы характерные черты барочного стиля?

  • Динамичность и экспрессивность форм
  • Контрастность и напряженность образов
  • Тяготение к пышному декору
  • Иллюзорность и театральность
  • Стремление к синтезу искусств

Искусство барокко поражало зрителя своей монументальностью, богатством отделки, сложными композициями. Этот стиль нашел яркое воплощение в архитектуре, живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве.

Классицизм: возвращение к античным канонам

Классицизм, возникший во Франции в XVII веке, провозгласил возврат к античным образцам. Какие принципы лежали в основе классицистического стиля?

  • Рационализм и нормативность
  • Ориентация на античное наследие
  • Строгость и ясность форм
  • Сдержанность декора
  • Симметрия и уравновешенность композиций

Классицизм утверждал незыблемость идеальной красоты, основанной на античных канонах. Этот стиль нашел воплощение в величественных дворцовых ансамблях, строгих портретах, исторических полотнах на античные сюжеты.


Романтизм: торжество чувства над разумом

Романтизм, возникший на рубеже XVIII-XIX веков, провозгласил главенство чувства и воображения над рассудком. Чем характеризовалось романтическое искусство?

  • Культ сильной личности
  • Интерес к национальному прошлому
  • Тяга к экзотике и фантастике
  • Драматизм и эмоциональность образов
  • Культ природы

Романтики воспевали сильные страсти, героические порывы, красоту дикой природы. Этот стиль нашел яркое воплощение в исторической и пейзажной живописи, а также в портретном искусстве.

Реализм: правда жизни в искусстве

Реализм, ставший ведущим направлением в искусстве XIX века, провозгласил задачей искусства правдивое отображение действительности. Каковы основные принципы реалистического искусства?

  • Достоверность изображения
  • Типизация образов
  • Социальная направленность
  • Интерес к повседневной жизни
  • Психологизм в портрете

Реалисты стремились без прикрас показывать жизнь разных слоев общества, социальные проблемы и конфликты своего времени. Этот стиль нашел воплощение в жанровой живописи, психологическом портрете, пейзаже.


Импрессионизм: мимолетность впечатления

Импрессионизм, возникший во Франции в 1860-х годах, произвел настоящую революцию в живописи. Что нового привнесли импрессионисты в искусство?

  • Стремление передать мимолетное впечатление
  • Работа на пленэре
  • Разложение цвета на чистые тона
  • Вибрация света и воздуха
  • Эскизная манера письма

Импрессионисты научились передавать изменчивость световоздушной среды, мимолетность состояний природы. Их новаторский подход оказал огромное влияние на все последующее развитие живописи.

Модерн: новый стиль на рубеже веков

Стиль модерн, возникший в конце XIX века, ознаменовал поиск нового художественного языка. Какие черты характеризуют искусство модерна?

  • Декоративность и орнаментальность
  • Плавность и текучесть линий
  • Использование природных мотивов
  • Асимметрия композиций
  • Синтез различных видов искусства

Модерн стремился создать единый художественный стиль, охватывающий все сферы жизни — от архитектуры до бытовых предметов. Этот стиль оставил яркий след в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, графике.


Авангард: разрыв с традицией

Авангардные течения начала XX века провозгласили радикальный отказ от традиционных форм искусства. Какие направления включал в себя авангард?

  • Фовизм
  • Кубизм
  • Футуризм
  • Абстракционизм
  • Сюрреализм

Авангардисты экспериментировали с формой, цветом, пространством, создавая новый язык искусства. Их радикальные эксперименты во многом определили облик искусства XX века.

Заключение

История искусства представляет собой сложный процесс смены художественных стилей и направлений. Каждая эпоха привносила свое понимание прекрасного, формируя уникальный художественный язык. Изучение исторических стилей позволяет лучше понять эволюцию мировой культуры и оценить богатство художественного наследия человечества.


Стили и направления в изобразительном искусстве

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.

Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.

Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм – в XVIII, Романтизм и Академизм – в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.

Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

 

Готика – художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Он охватил все виды искусства – архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы.
Элементы готического искусства часто можно встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи. С конца прошлого века существует готическая субкультура, ярко проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне одежды.
Возрождение ( Ренессанс) — (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода «возрождение» его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии — 14-16 вв., в других странах — 15-16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Элементы этого стиля в современном искусстве довольно часто используются в настенных росписях, реже в станковой живописи.
Маньеризм — (от итальянского maniera — приём, манера) течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную «внутреннюю идею» художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. В последнее время стал использоваться искусствоведами для обозначения явлений в современном искусстве, связанных с трансформацией исторических стилей.
Барокко — исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм.
Классицизм – художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII — нач. XIX века и в русском XVIII — нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.
Романтизм – направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.
Сентиментализм — (от лат. sentiment — чувство) – направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо.
Реализм – направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней.
Символизм – направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного «здравомыслия» (в философии, эстетике — позитивизма, в искусстве — натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий «знаки» мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.
Импрессионизм – (от фр. impression – впечатление) направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)
Пуантилизм – течение в живописи (синоним – дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро).
Постимпрессионизм – условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX – 1-ой четв. XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов – П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др.
Модерн – cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa — oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.
Тecнo cвязaн c мoдepнoм — cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво – во Франции, Сецессион – в Австрии, Югендстиль – в Германии, Либерти – в Италии.
Модернизм – (от фр. modern – современный) общее название ряда направлений искусства первой половины XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Модернизм близок авангардизму и противоположен академизму.
Авангардизм – название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения.
Сезаннизм – направление в искусстве к. XIX – н. XX в., основанное на творческих уроках французского художника Поля Сезанна, который сводил все формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит – к контрастным построениям теплых и холодных тонов. Сезаннизм послужил одной из отправных точек для кубизма. В большой мере сезаннизм повлиял также на отечественную реалистическую школу живописи.
Фовизм – (от fauve – дикий) авангардистское течение во французском искусстве н. XX в. Название «дикие» было дано современными критиками группе художников, выступивших в 1905 г. В парижском Салоне независимых, и носило иронический характер. В группу входили А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовистов сближали тяготение к лаконичной выразительности форм и интенсивным колористическим решениям, поиск импульсов в примитивном творчестве, искусстве средних веков и Востока.
Примитивизм – намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX – нач. XX века. Произведениям этих художников – Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс.
Академизм – направление в искусстве, сложившееся на основе следования канонам античности и эпохи Возрождения. Бытовало во многих европейских школах искусства с XVI по XIX век. Академизм превращал классические традиции в систему «вечных» правил и предписаний, сковывавших творческие поиски, пытался противопоставить несовершенной живой природе «высокие» улучшенные, доведенные до совершенства вненациональные и вневременные формы красоты. Для Академизма характерно предпочтение сюжетов из античной мифологии, библейских или исторических тем сюжетам из современной художнику жизни.
Кубизм – (фpaнц. cubisme, oт cube — кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года – канун первой мировой войны. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др.
Сюрреализм — течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения – Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.
Футуризм — (oт лaт. futurum — бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.

 

Архитектурные стили в хронологической последовательности

Архитектурные стили в хронологическом порядке, начиная со времён Древнего Мира, для вас разложили по полочкам.  Написали несколько слов о каждом, добавили примеры, фото, видео, чтобы всё легко понять. В конце статьи находится краткий список архитектурных стилей, чтобы было легче представить развитие этой области искусства.

Содержание

Стили в архитектуре и их особенности

Архитектурные стили формируются особенностями и свойствами исторического периода, региона или страны, которые проявляются в отличительных чертах зданий и композиций, таких как:

  • назначение строений (храмы, дворцы, замки),
  • конструкции и материалы, используемых при строительстве,
  • композиционные приёмы,
  • линии и оформление фасадов,
  • планы,
  • используемые формы.

Различные стили возникают в конкретных условиях развития экономики и общественного устройства. На них влияют:

  • религиозные течения,
  • государственность,
  • идеологическая составляющая,
  • исторические приёмы зодчества и
  • национальные отличия,
  • климат,
  • ландшафт и рельеф.

Технический прогрес, идеологические изменения или геополитические отношения всегда приводили и продолжают приводить к рождению нового стиля.

Архитектурные стили архаичного периода

Древнеегипетский стиль

Стиль этот дал развитие огромному множеству разнообразных архитектурных структур и великих памятников. Архитектура Древнего Египта, включая дворцы, храмы в Луксоре и пирамиды на реке Нил, является свидетельством существования одной из самых выдающихся цивилизаций мира. Преобладающие строительные материалы — это испечённый на солнце кирпич, известняк, песчаник и гранит.

Архитектура Древнего Египта: пирамиды Гизы

Понимание древнеегипетского стиля современными людьми основано на сохранившихся религиозных храмах и массивных, непонятного назначения сооружениях, c характерными наклонными стенами, имеющими небольшое количество отверстий, окружённых таинственностью. Распространено мнение, что это усыпальницы, однако существуют другие теории. Дополнительные сведения об архитектуре

  • Древнего Египта,
  • Египетских пирамидах,
  • храмах.

Архитектурные стили античности

Античность — это Древний Рим плюс Древняя Греция.

Древнегреческий стиль

Греки возводили много храмов для жертвоприношений богам. Они заложили основу европейской архитектуре, которая служила примером для всего мира. Их высокотехнологичные системы для пропорций и стиля, используя математику и геометрию создавали внешнюю гармонию и красоту. Заменив ещё в архаическую эпоху дерево на белый мрамор и известняк, греки строили благородные и прочные здания. Можно поделить на следующие периоды:

  • архаический,
  • классический,
  • эллинизм.
Античный греческий архитектурный стиль: храм Геры (возр. 460 до н. э.) в Пестуме, Италия (ошибочно называемый Нептуна или Посейдона).

Отмечены периоды архитектуры Древней Греции рождением трёх стилей: дорическим, ионическим и коринфским.

  • В архаике — дорический и ионический.
  • Во времена классики добавился коринфский.
  • Эллинизм использует все три.

Читайте краткий обзор архитектурных стилей Древней Греции.

Древнеримский стиль

Древнеримская архитектура — это форма этрусского зодчества. Этому стилю присущи величие, мощь и сила. Сильное влияние на неё оказали греки. Отличается монументальностью, множеством украшений и пышной отделкой зданий, строгой симметрией.

Римляне строили большинство зданий для практических целей, а не храмы, как в Греции. Читайте  об архитектуре Древнего Рима коротко. Описана история, применяемые материалы, технологии и градостроительство.

Древнеримский архитектурный стиль: Пантеон, Санта-Мария ин ВИА лата, Рим, Италия

Византийский стиль

Столица Римской империи была перенесена римским императором Константином I в город Византий (Константинополь) в 330 году и стала называться Новым Римом. Естественно, что в архитектуре Византии, можно видеть сильное влияние древнеримского стиля. При этом, в отношении изящества и роскоши она стремилась превзойти старый Рим.

Византийский стиль представляет собой фузию христианского и античного мировосприятия с элементами художественной культуры Востока.
Свои территории импреия расширяла за счёт бывших провинций Рима на западе, где возводила памятники, дворцы, храмы, церкви с целью показать роскошь и утвердить статус новой имперской власти.

Базилика Сан Витале в византийском стиле, Равенна, Италия
  • Здания стали  геометрически сложнее.
  • В украшении сооружений в дополнение к камню использовались кирпич и штукатурка.
  • Наблюдается более свободное отношение к классическим элементам; резные украшения заменила мозаика.
  • Простота и сдержанность экстерьера храмов резко контрастировала с великолепными драгоценными мозаиками, сверкающими золотом, внутри помещений.

Читайте коротко о периодах развития византийской архитектуры с примерами и фотографиями.

Дороманские архитектурные стили

Дороманский стиль или прероманская архитектура охватывает времена

  • Меровинговского царства (5 — 8 вв),
  • эпоху Каролингов (8 — 9 вв) и
  • Оттоновский период (10 век) вплоть до начала 11 века, когда родился романский стиль.

Основная тема в этот период — классические средиземноморские и раннехристианские формы во взаимодействии с германскими. Они способствовали появлению новых инновационных конструкций. Это, в свою очередь, привело к возникновению романского архитектурного стиля.

Меровингский стиль

Меровингский архитектурный стиль: Собор Сен-Леонс, Фрежюс, Франция

Период распространения этого стиля приходится на период с 5 по 8 века, когда на землях, принадлежащих современной Франции, Бельгии и частично Германии, правила франкская королевская династия Меровингов. Это время крещения варваров. Сочетает в себе традиции позднеантичного римского стиля и варварские традиции.

Каролингский стиль в архитектуре

Прероманский стиль в архитектуре: типичная каролингская церковь на севере Франции Нова Корвей (Nova Corbeia)

На смену Меровингской эпохи пришла эпоха Каролингов (780 — 900 гг).

Став императором, германский король Карл Великий хотел, чтобы его империя была столь же великой, как Рим до него. Он спонсировал искусство и финансировал строительные проекты, в основном соборы и монастыри. Многие из этих зданий также служили школами, поскольку Карл Великий стремился создать большую грамотную базу своей империи.

Пытаясь осознанно подражать римской архитектуре, каролингский стиль заимствовал много элементов из раннехристианского и византийского зодчества.

Оттоновский стиль

Оттоновская церковь Святого Кириака (960 — 965гг ), Германия

Оттоновский период следует за Каролингским и предшествует появлению романской архитектуры. Сохранившиеся примеры этого стиля находятся в Германии и Бельгии. Оттоновский ренессанс (951 — 1024 гг) возник в Германии во времена правления Отто Великого и черпал вдохновение из Каролингской и Византийской эпох.

Уважение к математическим наукам выражается в балансе и гармонии элементов постройки. Большинство оттоновских церквей щедро используют круглую арку и имеют плоские потолки. Экстерьер большинства базилик напоминает каролингский стиль, а интерьер — раннехристианский.

Романский стиль

Романские здания строились в Европе приблизительно с 1000 года и до появления готического стиля в 12 веке.

Этот стиль содержит в себе много основных признаков римской и византийской архитектуры.

Он олицетворяет строительство укреплённых городов-замков с мощными стенами, узкими окнами и оборонительными рвами вокруг укреплений, где мосты и городские ворота охранялись стражей, улицы на ночь перекрывались цепями.

Замок обычно строился на возвышении, которое имело стратегическое значение для обороны и наблюдения. Украшением композиции служили башни-убежища. Форма их могла быть круглой, четырёх- или шестиугольной с заостренной крышей. Остальные постройки неприхотливой геометрической формы располагались вокруг неё.

Ярче всего романский стиль можно наблюдать в храмах, соединённых с такими башнями, имеющих полукруглые дверные проёмы и окна. Галереи и наружные стены церквей украшали декоративные стойки соединённые небольшими арками.

Постройки в романском стиле выглядят основательно, прочно и гармонично на фоне окружающей природы.

Романская церковь Сан Миллан, Сеговия, Испания

Готический стиль

На основе романского стиля возникла готика с устремлёнными ввысь шпилями, заостренными арками и резьбой на религиозные темы. Этот стиль возник на севере Франции в 12 веке. Получил широкое распространение в австрийских, немецких, чешских, испанских, английских городах.

В Италии приживался с большим трудом и сильными изменениями, которые положили начало «итальянской готике». В конце 14 века этот архитектурный стиль трансформируется в так называемую «интернациональную готику».

Готический собор в Лионе, Франция

Для интересующихся более подробно в статье Готический стиль в архитектуре. В статье Готические соборы средневековья описаны 6 наиболее ярких образцов готики в Европе. Пример лучистой готики приведён в статье о Кёльнском соборе.

Архитектурный стиль Ренессанс или Возрождение

Возрождение началось в Италии и распространилось по Европе. Гуманистическая направленность периода 1425 — 1660 годов характеризовалась вниманием к человеческой деятельности, и возрождению интереса к античности.

В архитектурных зданиях это отражается в порядке расположения колонн, пилястр и притолок. Несимметричные средневековые черты меняются на полуовальные арки, полусферные купола и ниши (эдикулы). В архитектуру вновь возвращаются античные формы.

В ренессансе присутствует слияние готики и романского стилей.
После кризиса идей в 16 веке на смену Возрождению приходит Маньеризм и Барокко.

Собор Санта Мария дель Фьоре в архитектурном стиле ренессанс (эпоха Возрождения), Флоренция, Италия

Маньеризм

Стиль пришёл на смену позднему Возрождению с неустойчивыми моральными, социальными и религиозными явлениями. В архитектуре выразил себя через нарушение ренессансного баланса, элементами гротеска, использованием концептуальных решений, способных вызывать чувство беспокойства.

Образец маньеризма: Дворец Массимо-алле-Колонне, Рим, Италия

Некоторые искусствоведы называют его ранним барокко. Очаги возникновения: Флоренция, Рим и Мантуя в Италии (ит. maniera — манера). Но самое главное, он стал отражением трансформации средневекового искусства в Новом времени.

Барокко

Барочный стиль рождён итальянскими зодчими Борромини и Бернини. Его появление в конце 16 века знаменует эпоху Позднего Возрождения. Ещё называют витиеватым развитием Ренессанса.

Этот стиль был противостоянием рационализму и классике. Его задачей было создание впечатления состоятельности и могущества. Узнайте, какие архитектурные иллюзии в Ватикане созданы зодчими.

Характеризуется большими колоннадами, обилием различных скульптур и пилястрами, наличием теламонов (атлантов), кариатид и маскарон (анфас головы человека или животного). Отмечен многоярусными сложными куполами (собор Св. Петра, Рим).

Любимый католической церковью (см. Место рождения Ватикан) стиль барокко быстро становится популярным у испанцев и французов, у немцев и нидерландцев, у русских и поляков. Также его принимают и в странах Южной Америки.

Стиль барокко в архитектуре Рима, Италия

Читайте также Как зародилось барокко на Дзен канале Архитектура.
В статье Стиль барокко в Европе коротко рассматриваются наиболее яркие примеры в разные периоды развития направления, от раннего до позднего.
Очень коротко об особенностях и истории развития барокко в Европе можно узнать на канале Дзен Архитектура, кликнув по линку.
В конце периода своего развития барокко истончилось в рококо.

Рококо

Родиной этого стиля является Франция, где он проявился в начале 18 в.. Отличает рококо лёгкость, приветливость, игривость. Архитектура совершенно произвольно сочетает и распределяет части сооружения, не задумываясь о формах и их целесообразности. Строгая симметричность отсутствует, зато существует бесконечный перебор многочисленных деталей орнамента и их расчленения.

Полное отсутствие рациональности в обращении с расположением и гармоничным сочетанием элементов, капризность, изысканность и отягощенность форм на памятниках рококо делает их оригинальными и скошными. Шедевры архитектуры рококо в Италии, Германии, Англии имеют свои отличия. Они напоминают нам о временах, когда в моде были пудреные парики, мушки, румяна и белила.

Дом Хелблингов в Инсбруке, Австрия. Фотография Джеймса Дэвиса/Корбис

Читайте больше в статье Рококо в архитектуре: это надо знать.
Шедевры рококо в Италии описаны кратко на Дзен канале Архитектура, а также есть описание памятников рококо Англии и в архитектуре Германии.

Архитектурные стили классицизма

На закате эпохи Возрождения Палладио и Скамоцци (итальянские архитекторы) выразили архитектурным языком направление классицизма. Основа классического стиля: рационализм и использование только функциональных деталей.

Архитектор А. Палладио. Вилла Ла Ротонда, Виченца, Италия. Классический стиль в архитектуре

Благодаря следованию строгим канонам, постройки отличаются

  • правильностью планировки,
  • чёткими формами,
  • симметричными композициями и
  • сдержанным убранством.

Эстетизм классицизма поддержали масштабные градостроительные проекты, что вылилось в упорядочивание городских застроек.

В разных странах это направление проявляется с некоторыми особенностями. Италия, Франция, Англия, Германия, США выразили классику как:

  • Палладианизм или ранний классицизм,
  • Георгианская архитектура,
  • Ампир,
  • Регентство,
  • Бидермейер,
  • Федеральная архитектура.
Резиденция премьер-министра Великобритании. Георгианский стиль дома на Даунинг стрит 10, Лондон

В статье Архитекторы Классицизма в Англии можно проследить эволюцию архитектурных стилей на примере этой страны.

Классицизм — значит «образцовый». Рациональная методология европейского философа Рене Декарта (1596 — 1650 гг) «от простого к сложному» нашла выражение в архитектурных шедеврах классического стиля строений 17 — 19 веков.

Архитектурные стили данного направления более подробно описаны в статье «Классицизм в архитектуре«.

Стили историзма в архитектуре

Это направление тяготеет к осознанному воссозданию форм и содержанию исторических стилей архитектуры прошлого. Может одновременно соединять в себе несколько старинных направлений и вносить новые элементы. Это, своего рода, плавное отмежевание от классицизма, время эклектизма в архитектуре.

Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Ostend, неоготика, 1899 – 1908 Бельгия

К нему относят

  • субъективные интерпретации неоготики и неоренессанса с новыми для них элементами,
  • комбинации с неомавританским или византийским стилями,
  • вариации на тему барокко — необарокко
  • и тему греческого стиля — неогрек.

Историзм в России оформился в «псевдорусский стиль».

Гармоничное сочетание форм прошлых стилей характерно для чистого историзма. Позднему историзму присуще ориентироваться на период барокко в возрождении — необарокко.

Современная архитектура, используя этот стиль в наше время, создала ещё один вид, которое получило название Нео-историзм.

Более полное описание архитектурных стилей этого периода читайте и смотрите в статьях «Историзм в архитектуре» и «Эклектика в архитектуре«.

Архитектурные стили Модерна

Хотя искусствоведы Великобритании однозначно определяют Ар Нуво как Викторианский стиль, его рождение провозгласило начало эпохи Модерна. А было это в 1861 году.

Ар Нуво (Арт-Нуво)

Этот архитектурный стиль, развивался с конца 19 века до середины 20х годов 20 века. Родоначальником Ар-Нуво считается англичанин Уильям Моррис (1830—1896), известный лидер движения «Артс энд крафт», и художники-прерафаэлиты.

Несмотря на разные названия, «либерти», «югендстиль», «тиффани », «метро» и другие, он легко узнаваем, т.к. черпает свое вдохновение из природы. Его основная характеристика — это орнаменты, наполненные стилизованными мотивами растений и цветов, птиц, насекомых, рыб.

Доминируют плавные изогнутые линии и формы; часто присутствуют женские силуэты и элементы неоклассицизма. Более подробно об этом стиле можно узнать в статье Модерн в архитектуре.

Ар-Деко (Арт-Деко)

Это динамичное и смелое продолжение Ар-Нуво. Он не отвергает неоклассицизм, но приветствует современные технологии и аэродинамические элементы. Трансформирует плавные линии предшествующего стиля в геометрию, угловатые орнаменты и этнографические узоры. Отдает предпочтение дорогостоящим материалам, например, редким породам дерева, слоновой кости, алюминию и серебру.

Роскошь ограничена строгой закономерностью и отсутствием ярких цветов в оформлении. Главный акцент — это красота материала. Ар-Деко получило международное признание в 30—40-е годы прошедшего 20 столетия.

Арт-деко. Здание Chrysler, Нью-Йорк, США

Модерн Рациональный

В 1930—1937 гг.  Ар-Деко мягко перетекает в Рациональный модерн. Этот стиль подчеркивает выгнутые, вытянутые горизонтально формы и элементы корабельной архитектуры. Промышленные дизайнеры лишили Ар-Деко орнамента в пользу чистой линии, острые углы сменились аэродинамическими изгибами, а экзотические породы дерева и камень вытеснил цемент и стекло.

Здание аптеки, Канзас-Сити, Миссури, США, в стиле модерн.

Архитектурные стили модернизма

Глобальное движение в архитектуре и дизайне 20-го века, объединившее возникшие архитектурные стили на базе инноваций в технологии строительства, новых материалов, железобетона, стали и стекла получило название интернациональный стиль.

Характерные черты:

  • решительное обновление форм и конструкций,
  • аналитический подход к функции зданий,
  • строго рациональное использование материалов,
  • открытость к структурным нововведениям.

Он отвергает орнамент, неоклассический подход к архитектуре и стилей Beaux-Arts (боз-арт), что значит «изящная архитектура», и отдает предпочтение минимализму. Основные элементы:

  • асимметричные композиции,
  • кубические или цилиндрические формы,
  • плоские крыши,
  • использование стали и железобетона,
  • большие окна.

В разных странах их черты приобретали своё звучание. Но у всех наблюдаются одни и те же принципы:

  • желание экономить,
  • широко использовать новые материалы,
  • с помощью каркасной модульной структуры создавать свободные планы простых геометрических форм.

В строениях отсутствуют национальные культурные признаки, нет декора, а есть поверхности из стекла и металла.

Интернациональный стиль охватывает современные направления в зодчестве такие как:

  • Брутализм,
  • Конструктивизм,
  • Функционализм,
  • Рационализм,
  • Де Стиль (неопластика),
  • Баухаус и другие.
Модернизм. Дворец Гуштаву Капанемы, Рио, Бразилия

Более подробно архитектурные стили этого направления рассмотрены в статье Модернизм в архитектуре. 

Архитектурные стили постмодернизма

Объединение архитектурных течений, возникших в 60 годах прошлого столетия как реакция на жёсткую экономию, формализм и отсутствие разнообразия, представляет из себя постмодернизм. Его расцвет пришёлся на 1980-е годы.

Рецидив различных принципов, содержащихся в основном в классическом зодчестве прошлого и применение их к современным структурам породил архитектуру исторической аллюзии (стилистический приём, намекающий на нечто общеизвестное).

Поиск уникальности, создание новых форм, идея гармонизации архитектуры в соответствии с окружающей средой — отличительные черты в работе постмодернистов. Их характеризуют яркие цвета, классические мотивы, разнообразие структур, материалов и форм.

Стремление к соблюдению пропорций и симметрии, к выражению образности зданий, внедрение или возрождение декора (барельефы, росписи) активно используются во внешней отделке.

С конца 1990-х годов он распадается на новые тенденции высокотехнологичной архитектуры, неоклассицизма и деконструктивизма.

Хай-тек в архитектуре

High Tec — высокие технологии. Возник в 1970-х на основе элементов высоких технологий в промышленности, инженерии.
Концепция High Tech развилась из британской модернистской архитектуры конца 1960-х. Отдаёт предпочтение легким материалам и чистым, гладким, непроницаемым поверхностям, часто из стекла. Характеризуется выраженными открытыми стальными конструкциями, открытыми трубами, воздуховодами и т. д., гибкостью для создания внутренних зон и интерьеров.

Эти изменения были внесены и реализованы ключевыми архитекторами стиля Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом с 1970-х годов.

Здание в стиле хай-тек: штаб 4 канала ТВ, Horseferry Road, Лондон, 1994

Деконструктивизм

Эти странные, искаженные, почти до невозможности здания, на самом деле являются частью очень специфического, не прямолинейного подхода к дизайну.
Деконструктивизм характеризуется

  • использованием фрагментации,
  • манипулированием идеями поверхности структуры,
  • переопределением ее форм и
  • радикальным проявлением их сложности в здании.

Сосредоточившись на свободе формы, а не на функциональных проблемах, деконструктивисты стремятся поразить посетителя, делая их пребывание в своем пространстве запоминающимся: интерьер завораживает так же сильно, как и внешний вид.

Считается, что этот фрагментированный стиль развился из постмодернизма, который начался в конце 1980-х годов. В то время как постмодернизм возвращался к историческим корням, которые избегал модернизм, деконструктивизм отверг постмодернистское признание таких ссылок и сделал смелый шаг к необыкновенным инновациям в архитектуре.

Деконструктивизм. Музей Гугенхейма, Бильбао, Испания

Зелёная, органическая  архитектура

Зеленое строительство стремится минимизировать отрицательное влияние строительства на природу. Это течение стремится к умеренному и эффективному использованию материалов, энергии и пространства с целью органичного развития экологической системы в целом.
Ключевой фактор зеленой архитектуры: применение экологически чистых технологий и ресурсов на каждом этапе строительства, начиная с идеи и планирования, завершая разрушением.

Зелёная архитектура. Офисное здание, Малага, Испания

Архитектор 20 века Ф.Л.Райт впервые использовал термин «органическая архитектура«, сформулировал её принципы и придерживался их в своих работах. Он умел совмещать желания заказчиков с уникальностью окружающей среды. Убедится в этом можно, познакомившись с примерами работ талантливого мастера.

Но не менее (а может и более) органической является архитектура другого великого зодчего Антонио Гауди. Он вдохновлялся формами, наблюдаемыми в природе, и переносил их в свои творения. Храм Саграда Фамилия — яркий пример тому.

Параметризм — новый взгляд на архитектуру

Новый глобальный стиль под названием Параметризм появился сравнительно недавно с появлением доступных мощных компьютеров и программ. Широкое распространение такие методы проектирования получили лишь в 90-х годах прошлого столетия.

Комплекс зданий Galaxy SOHO[d] (2009—2012). Пекин, Китай. Архитектор Заха Хадид (2008—2012) Фото: Rob Deutscher — Flickr, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=54734274

Здание Даляньского международного конференц-центра (2008—2012). Далянь, Китай. Архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au, Австрия. Фото: 準建築人手札網站 Forgemind ArchiMedia — https://www.flickr.com/photos/eager/14302092083, CC BY 2. 0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=36644368

Название стилю дал архитектор Патрик Шумахер в 2008 году. В своей статье «Parametricism — A New Global Style for Architecture and Urban Design» (с англ. — «Параметризм: новый глобальный стиль архитектуры и городского дизайна») он указывает, что в этом стиле все архитектурные элементы должны быть параметрически связаны в систему. Вместо классических геометрических фигур — линий, прямоугольников, цилиндров и пирамид — в параметрических проектах используются принципиально новые динамические элементы, основанные на

  • тесселяции (примером в природе являются пчелиные соты),
  • сплайне (функции, позволяющие моделировать объёмные тела) и
  • различного рода математических преобразованиях.

Во втором десятилетии XXI века параметризм стал претендовать на ведущую роль среди современных архитектурных направлений.

Первые ростки параметризма просматриваются ещё в архитектуре Антонио Гауди (начало XX века).   Представители параметризма: Грег Линн, Ян Каплицки, Сантьяго Калатрава, Заха Хадид, Костас Варотос.

Будущее архитектуры неразрывно связано с автоматизацией проектирования. Архитектура в своем развитии перешагнула порог, когда все необходимые знания, могли поместиться в голове человека.

Архитектурные стили в хронологическом порядке: список

  • Древнеегипетский стиль: 4 тысячелетие до н. э. — 4 в н. э.
  • Архитектурные стили античности:
    • Древнегреческий стиль: 10 в до н. э. — конец 4 в н. э.,
    • Древнеримский стиль: 6 в до н. э. —  4 в н. э.;
  • Византийский стиль: 4 в н. э. — середина 15 в н. э.;
  • Дороманские архитектурные стили:
    • Меровинговского царства: 5 — 8 вв,
    • эпоха Каролингов: 8 — 9 вв,
    • Оттоновский период: 10 век — начало 11 века, когда родился романский стиль.
  • Романский стиль: 11 — 12 вв.
  • Готический стиль: конец 12 — 18 вв.
  • Архитектурный стиль Ренессанс или Возрождение: начало 15 в — начало 16 в.
  • Барокко: 16 в — начало 18 в.
  • Рококо: 18 век
  • Архитектурные стили классицизма в Европе, США, России: 16 в — 19 в. 
  • Историзм в архитектуре: 19 в — 20 в.
  • Модерн: конец 19 в — середина 20 в.
  • Модернизм: 1910 г — 1980 гг.
  • Постмодернизм: 1970 гг.
  • Зелёная, органическая  архитектура: 1930 гг.
  • Параметризм: 1990 гг.

Теперь Вы знаете архитектурные стили в хронологической последовательности. Каких не достаёт в этом перечне?

Автор: Jelena Shilyaevа M.A. in History of Art, University of Glasgow

Делитесь своим мнением по поводу статьи в комментариях.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.
Заберите её себе на стену в социальной сети, чтобы не потерять. Или добавьте в закладки (Ctrl+D).

20 различных архитектурных стилей на протяжении всей истории

Архитектура — это огромный мир различных культур и традиций, которые объединяются в виде зданий. В течение года архитектурные стили развивались и совершенствовались с помощью новых технологий, присутствующих в 21 веке. Эти архитектурные стили сгруппированы в зависимости от их характеристик, форм, метода строительства, строительных материалов и местоположения.

Вот 20 различных архитектурных стилей на протяжении всей истории: 

Классическая архитектура развивалась в Древней Греции между 7 и 4 веками до нашей эры. Он наиболее популярен своими огромными храмами, построенными из камня и построенными по стандартам перспективы, симметрии, геометрии и порядка. Выдающейся чертой его выразительности являются эталоны «строительных ордеров»:

Дорические, ионические и коринфские колонны

Пантеон, Рим ©WikipediaИнтерьер пантеона, Рим ©wikipediaПантеон, Рим ©wikipedia

2. Византийский

Византийская архитектура, датируемая примерно 330 годом нашей эры, была продолжением римской архитектуры, но с влиянием Ближнего Востока. Структуры расширились до геометрического многогранного характера, ордера старого стиля использовались все более открыто, а план греческого креста был принят в дизайне часовни, который регулярно включал сложные конструкции сводов, поддерживаемые огромными причалами.

Церковь Айя-Эйрена, Турция ©thebyzantinelegacy.comЦерковь Айя-Эйрена, Турция, ©thebyzantinelegacy.comЦерковь Айя-Эйрена, Турция ©thebyzantinelegacy.com

3. Готика 

Именно в эпоху Просвещения появилось название «Готика», намекающее на вертикальный и грандиозный дизайн, созданный в этот период. Первичные готические произведения отождествляются с церковными постройками – часовнями и церквями со стрельчатыми изгибами и ребристыми сводами. Большинство готических сооружений считаются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО, например, Собор Парижской Богоматери и Реймский собор.

Готический собор Нотр-Дам-де-Шартр, Франция ©getty imagesГотический собор Нотр-Дам-де-Шартр, Франция, северный трансепт центрального крыльца Шартрского собора. ©Энциклопедия нового мираГотический собор Нотр-Дам-де-Шартр, Франция ©chartrescathedral.net

4. Романский 

Архитектура развивалась в Европе между 6-м и 9-м веками и имеет невероятную связь с ее аутентичным окружением. В период, когда европейские народы находились в состоянии войны и стремились защититься от нападений, постройки, поднятые Республикой Древнего Рима, изображались массивными и тяжелыми стенами и незначительными отверстиями в полукруглых арках. Его основными моделями были места отправления культа, которые работали в этот период, а одним из самых значительных его произведений является собор Сантьяго-де-Компостела в Испании.

Базилика Св. Сернина в Тулузе, Франция ©gettyimages Базилика Св. Сернина в Тулузе, Франция ©Wikipedia Базилика Св. Сернина в Тулузе, Франция ©Википедия

5. Исламская архитектура | Архитектурные стили

Начиная с Ближнего Востока в 7 веке исламская архитектура значительно различается в зависимости от региона, например, Персия, Северная Африка и Испания. Мечеть — лучший пример исламского стиля, включая дворы, арки и купола. Артикуляция на ровных поверхностях принимает необходимость, поскольку Коран запрещает трехмерные изображения.

Мечеть Хуэй в Китае ©chadwicks. ie Мечеть Хуэй в Китае ©Pinterest Мечеть Хуэй в Китае ©Pinterest

6. Персидская архитектура 

Персидская архитектура (видимая на иранском социальном массиве) включала в себя сложные своды и арочные конструкции и создавала символическую геометрию воплощается высоким арочным входом. Регулярно встречались рисунки в чистом виде и даже с широким обогащением.

Сад Эрам ©ВикипедияСад Эрам ©ВикипедияСад Эрам ©Википедия

7. Ренессанс

Под влиянием классических стилей стиль Ренессанс появился в Италии в 15 веке и характеризовался дружелюбием, ясностью и качеством. Строения были спланированы так, чтобы отражать стиль и цели домашней жизни, а вдохновением для них послужили римские руины. Стиль отражен в базилике Святого Петра в Риме.

Вилла Ротонда недалеко от Венеции, Италия ©gettyimagesВилла Ротонда недалеко от Венеции, Италия ©khanacademy.org Вилла Ротонда недалеко от Венеции, Италия ©khanacademy.org

8. Барокко 

Начиная с 16-го века при монархическом строе в Европе, архитектурный стиль также можно найти в религиозных зданиях. Барокко было отступлением от более правильного романского стиля, поскольку оно становилось все более эмоциональным, «показным» и предназначалось для обращения к чувствам. Одним из ранних образцов этого стиля является церковь Джезу в Риме, которая щеголяет главным подлинно барочным фасадом.

Версальский дворец во Франции ©getty images Версальский дворец во Франции ©WikipediaВерсальский дворец во Франции ©Wikipedia

9. Рококо 

Богатое украшение было необычным, ярким развитием архитектуры барокко, которая возникла в 18 веке как ответ на великолепие и равновесие. Это был прогрессивно текучий и цветочный стиль, включающий причудливые, отклоняющиеся структуры и пастельные оттенки.

Екатерининский дворец под Санкт-Петербургом, Россия ©gettyimagesЕкатеринский дворец под Санкт-Петербургом, Россия ©st.petersburg.comЕкатеринский дворец под Санкт-Петербургом, Россия ©st.petersburg.com

10. Баухаус | Архитектурные стили

В начале 20-го века Баухаус задумывался как первая школа дизайна. Это было внедрено в речь, которая переходила от дизайна мебели к пластическим выражениям в Германии. Связь между механическим созданием и конфигурацией объекта была основной для архитектурных рекомендаций школы, охватывающих глубоко защищенную позицию в отношении процедуры проектирования. Один из его организаторов, Вальтер Гропиус, применил прогрессивные приемы показа и применил эти стандарты в своих работах.  

Баухаус ©archdailyGropius house ©connectionsbyfinsa.comМастерские дома, округ Колумбия ©connectionsbyfinsa.com

Историческая и современная архитектура объединяются в этих 19 невероятных объектах | Architectural Digest. Ник Мафи и Ноэланн Бургад

Историческая и современная архитектура не слишком часто встречаются вместе. Несмотря на то, что они считаются совершенно разными, но все же одинаково важными, наша застроенная среда часто определяется четко разделенными старыми и новыми зданиями. Историческая архитектура имеет свое очарование и красоту — подумайте о долговечных дворцах, таких как Версаль, или древних храмах по всему миру — и не секрет, что современная архитектура в своих лучших проявлениях вдохновляет: многие здания спроектированы такими личностями, как Заха Хадид, Рем Колхас, Сантьяго. Калатрава и Фрэнк Гери, среди прочих, являются некоторыми примерами.

Старые постройки могут рассказать нам о культуре, истории и ценностях прошлого; новые, как сила природы, способны изменить окрестности (почти всегда к лучшему). Многие называют это эффектом Бильбао — термин, придуманный после того, как музей Гуггенхайма, спроектированный Фрэнком Гери, помог перевернуть экономику испанского города.

Помимо экономического роста, что происходит, когда эти современные чудеса строятся на самих существующих зданиях или внутри них? Хотя это не является нормой, бывают случаи, когда архитекторы решают (в основном из-за сохранения), что вместо того, чтобы строить вокруг или вместо исторических построек, лучше строить на первоначальном фундаменте или поверх него. Когда эти два мира старого и нового объединяются, результат может быть впечатляющим. От пристройки Захи Хадид до Port House в Бельгии, который выглядит так, как будто к 19го века, до красивого столкновения нового и старого Даниэля Либескинда в Королевском музее Онтарио в Канаде, г. н.э. перечисляет 19 лучших примеров того, как историческая и современная архитектура объединяются, чтобы создать нечто лучшее, чем сумма их частей.

  • Фото: Novarc Images / Alamy Stock Photo

    Военно-исторический музей (Дрезден, Германия)

    Построенный в 1876 г. как оружейная, здание официально стало музеем в 189 г.7. Однако к 1989 году правительство Германии решило закрыть общественную структуру из-за своей неуверенности в том, как оно хочет, чтобы история запомнила его военные позиции. Пространство вновь открылось в 2011 году, но не раньше, чем Даниэль Либескинд провел реконструкцию. Его видение добавило современный фасад, который выступает из традиционного неоклассического здания.

  • Фото: Getty Images. Построенное в архитектурном стиле раннего Возрождения, сооружение в конце XIX века было превращено в музей.век. Более века спустя в ходе реконструкции музея было построено элегантное современное здание. Новое строительство было необходимо, так как некоторые части первоначальной конструкции полностью разрушились из-за времени и обеих мировых войн. Современное дополнение было спроектировано Фуэнсантой Ньето и Энрике Собежано (Nieto Sobejano Arquitectos), европейской фирмой, получившей множество наград, включая медаль Алвара Аалто 2015 года, Премию Ага Хана в области архитектуры 2010 года и Международную архитектурную премию 2009 года.

  • Фото: Getty Images. Здание Beaux-Arts, построенное в 1895 году, было спроектировано Маккимом, Мидом и Уайтом. (Примечание: McKim, Mead and White была той же фирмой, которая отвечала за дизайн оригинального городского вокзала Пенсильвании и арки в парке Вашингтон-сквер, среди других сооружений.) В 2004 году для приветствия посетителей был добавлен красивый стеклянный вход стоимостью 63 миллиона долларов. . Разработанный Ennead Architects (ранее известный как Polshek Partnership), павильон площадью 15 000 квадратных футов обеспечивает поразительное сопоставление с более традиционным фоном фасада музея.

  • Фото: Alamy Stock Photo

    Город моды и дизайна (Париж)

    Парижский город моды и дизайна расположен на берегу Сены. Здание, спроектированное местной фирмой Jakob + MacFarlane, было построено внутри старых универсальных магазинов. То, что раньше было местом, которому не хватало заметного характера, теперь мгновенно узнаваемо по ультрасовременной ярко-зеленой структуре снаружи.

  • Фото: Getty Images/Росс Хелен

    Управление порта (Антверпен, Бельгия)  

    Разработанное неподражаемым умом Захи Хадид, здание Управления порта Антверпена буквально не похоже ни на одно другое здание на планете. После завершения в 2016 году реконструкции и расширения была преобразована некогда заброшенная пожарная часть в новую штаб-квартиру порта. Сегодня в новой структуре работают 500 сотрудников порта, все из которых ранее работали в отдельных зданиях по всему городу.

  • Фото: Getty Images/William Fawcett

    Эльбская филармония в Гамбурге (Гамбург, Германия)

    Когда Эльбская филармония в Гамбурге открылась в 2017 году, многие считали ее самым захватывающим местом для проведения концертов в мире. Здание, спроектированное Herzog & de Meuron, расположено на старом складе, построенном в 1963 году, и за короткий промежуток времени уже стало самым узнаваемым во всем мире зданием в городе.

  • Фото: Alamy Stock Photo

    St. Antony’s College (Оксфорд, Англия)

    Предоставьте Захе Хадид спроектировать ультрасовременное здание в кампусе старейшего университета Соединенного Королевства. Но это именно то, что она сделала с этим фасадом из нержавеющей стали, соединяющим здания Ближневосточного центра Оксфорда, факультета, изучающего гуманитарные и социальные науки в современном арабском мире.

Самые популярные

  • Фото: Nikreates / Alamy Stock Photo

    Королевский музей Онтарио (Торонто)

    Королевский музей Онтарио имеет богатое прошлое, о котором можно узнать по архитектуре здания. Впервые он был построен в 1914 году в неороманском стиле, а затем отреставрирован в стиле ар-деко. К 2007 году Даниэль Либескинд добавил многомиллионную пристройку, сделанную в основном из стекла, алюминия и стали.

  • Фото: Брюс Дамонте

    Stealth Building (Нью-Йорк)

    Стелс-билдинг, спроектированный нью-йоркской фирмой WORKac, представляет собой жилое здание, расположенное в городе со строгими архитектурными нормами. Когда обсуждалась реконструкция этого красивого чугунного здания, Комиссия по достопримечательностям Нью-Йорка потребовала, чтобы любая крыша была полностью невидимой. Вот тут-то и проявилось мастерство архитекторов, которые убрали крышу так, что ее не мог разглядеть ни один прохожий на протяжении нескольких кварталов.

  • Фото: Патрик Бингем-Холл

    Space Asia Hub (Сингапур)

    Разработанный сингапурской фирмой WOHA, Space Asia Hub был построен внутри и вокруг двух бывших домов. Эти виллы резко контрастируют с ультрасовременной, цельностеклянной кубической конструкцией WOHA, которая соединена с ней. Сегодня это пространство представляет собой высококлассный торговый и галерейный центр.

Самые популярные

  • Фото: Хорди Суррока

    Церковь Сант-Франсеск (Сантпедор, Испания)

    Первоначально построенная в начале 18-го века францисканскими священниками, церковь Сант-Франциск была заброшена в 19-м веке. К 2000 году строение было в ужасном состоянии. Так было до тех пор, пока архитектор Дэвид Клоуз не перепроектировал его, добавив, среди прочего, привлекательный вход в здание.

  • Фото: Getty Images/Michael Kappeler

    Еврейский музей Берлина (Берлин)

    Открытые в сентябре 2001 года пристройки к прекрасному Еврейскому музею в Берлине были спроектированы архитектором Даниэлем Либескиндом. В общей сложности музей состоит из трех зданий, что делает его крупнейшим музеем иудаики в Европе. В то время как первоначальная структура была завершена в 1933, два дополнения были разработаны Либескиндом. Архитектор использовал зигзагообразный, нарушенный дизайн, чтобы еще больше продвинуть тему того, насколько трудным и вырванным из корней был еврейский опыт во время Второй мировой войны.

  • Фото: Maurice Savage/Alamy

    Королевский театр Йорка (Йорк, Англия)

    Отремонтированный в 2016 году лондонской фирмой De Matos Ryan, Королевский театр Йорка добавил новый фасад к своему уличному фасаду. Хотя первоначальная структура была действующим театром с середины 18 века, здание претерпело ряд дополнений. Это самое последнее дополнение во многом доказывает, что брак между новым и старым может быть красивым, если все сделано правильно.

Самые популярные

  • Фото: Getty Images/Milan Maksovic

    Союз румынских архитекторов (Бухарест, Румыния) построен в конце 19 века в архитектурном стиле французского ренессанса. Когда было согласовано, что здание должно быть отремонтировано, архитекторы должны были построить над первоначальной структурой, поскольку это была историческая достопримечательность. Конечный результат показывает, насколько архитектура изменилась за столетия как по стилю, так и по предпочтительным материалам.

  • Фото: Оскар Гонсалес/NurPhoto/Getty Images

    Танцующий дом (Прага, Чешская Республика)

    Игривый Танцующий дом в Праге, построенный из бетона и стекла с двумя изогнутыми деконструированными колоннами, был совместным проектом чешского архитектора. Владо Милунич и Фрэнк Гери. Построенное для инвестиционного банка Nationale-Nederlanden, первоначальное имя Гери для здания было Фред и Джинджер, имея в виду знаменитую голливудскую танцевальную пару Фреда Астера и Джинджер Роджерс. Динамическая структура находится между 18-м и 19-мздания го века, хотя некоторые критиковали их за то, что они выделяются среди многих городских зданий в стиле барокко, готики и модерна. В этих вращающихся цилиндрах, получивших прозвище «Танцоры» и спроектированных в 1996 году, размещаются музей, офисы и ресторан. Также имеется терраса на крыше с захватывающим дух панорамным видом на Старый город Праги.

  • Фото: Luc Boegly и Opus 5 Architectes 2012 г. над развалинами монастыря. На месте бывшего монастыря кающихся кающихся теперь находится современное сооружение из камня и стекла, включающее в себя оркестровый зал и зрительный зал. Для архитекторов стеклянный потолок здания был важным элементом их видения школы. Их целью было сохранить историю здания, привнеся в него нотку современности.

Самый популярный

  • Hotel Marqués de Riscal (Эльсьего, Испания)

    Этот роскошный отель в Алаве, провинции на территории Басков в Испании, был спроектирован архитектором Фрэнком Гери в 2003 году как расширение более раннее здание, построенное в 1858 году. Первоначально предназначенное для производства вина, испанские владельцы и Гери превратили проект в необычный гостиничный комплекс — фактически, по сей день это единственный отель, который когда-либо проектировал главный архитектор. Построенный на месте бывшей винодельни, авангардный отель из песчаника и титана открыл свои двери в 2006 году и стал почти таким же известным, как другое здание Гери на севере Испании: Гуггенхайм в Бильбао, который находится примерно в 90 минут на машине от отеля.

  • Фото: Prisma by Dukas / Universal Images Group через Getty Images.

    Museum de Fundatie (Зволле, Нидерланды)

    В Нидерландах к крыше Museum de Fundatie пристроили современный купол из будущего. Внушительное дополнение к зданию 19-го века создает уникальное сочетание. Первоначальное здание музея было спроектировано архитектором Эдуардом Луи де Конинком между 1838 и 1841 годами. Оно служило зданием суда, а затем правительственными учреждениями, прежде чем в 1994. Когда в 2013 году была открыта пристройка к куполу, здание стало символом города и иконой современной архитектуры.

  • DARIA SCAGLIOLA, © 2016, Daria Scagliola & Stijn Brakkee, Роттердам

    Crystal Houses (Амстердам)

    Исторический магазин Hermès представляет собой не просто сочетание исторической и современной архитектуры, спроектированное MVRDV, к современной архитектуре.

Запись опубликована в рубрике Разное. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *