Питание на 2 месяце грудного вскармливания: Питание кормящей мамы – что можно, а что нельзя при грудном вскармливании

Питание детей с рождения до года

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Красноярская городская детская поликлиника №2»

Грудное вскармливание — это лучшее и единственное питание, которое природа создала для новорожденного

ребенка. Мамино молоко- это все необходимые питательные вещества в нужном качестве и количестве, которые

обеспечат хороший и правильный рост, правильное развитие.

Грудное вскармливание приводит к снижению риска развития:

¢ Острый средний отит

¢ Тяжелые инфекции нижних дыхательных путей

¢ Аллергический дерматит

¢ Младенческая астма

¢ Ожирение, СД 1 и 2 типа

¢ Лейкоз

¢ Синдром внезапной смерти (SIDS)

¢ Некротический энтероколит

При кормлении по требованию младенца, ребенка нельзя перекормить. «Слишком часто» ребенок сам и не попросит, он

хорошо знает, когда ему нужна грудь, поэтому кормить «по требованию» это как раз столько, сколько надо, не реже и не

чаще.

Наиболее частые подозрения у мамы о нехватке молока:

— Стал больше плакать, проявляет беспокойство у груди. Сосет палец.

— Постоянно «висит» на груди и долго сосет во время одного кормления.

Как проверить?

      О нехватке молока свидетельствуют:

— Плохая прибавка в весе (менее 500гр в месяц или 125гр в неделю, а так же если вес через 2 недели после рождения, меньше

чем был при рождении.

— Выделение концентрированной мочи менее 6 раз в день, желтого цвета с резким запахом.

     Но докорм ребенку в виде заменителей грудного молока без консультации с педиатром вводить в питание ребенка

нельзя!

      Обоснования к введению прикорма:

Грудное молоко не может обеспечить растущие потребности ребенка в энергии, белке и основных микронутриентах

(цинк, железо, витамины). Имеется риск развития различных алиментарно-зависимых дефицитных состояний. Спектр

пищевых веществ (растительные белки, жирные кислоты и т. д.) должен  расширяться, необходимо воспитание

положительного восприятия ребенком нового вкуса и структуры пищи.

Пищеварительная система, жевательный аппарат и моторика ЖКТ нуждаются в тренировке и развитии. Пищевое

разнообразие стимулирует развитие нервной системы ребенка.

Первый прикорм вводится в питание ребенка в промежутке с 4 до 6 месяцев в виде каш или овощных пюре. Время

и вид прикорма зависит от многих факторов, которые анализирует педиатр: 

1. Динамика веса ребенка

2. Вид вскармливания до прикорма (грудное молоко, смеси или смешанное)

3.Наличие аллергии у ребенка, характера стула, показатели уровня гемоглобина крови

4. Сопутствующие патологические состояния в здоровье ребенка и другое.

Признаки готовности ребенка к введению основного прикорма:

Ребенок: Сидит с поддержкой. Поднимает голову вверх на короткие промежутки времени. Исчезает рефлекс выталкивания.

Появляется способность глотания более плотной пищи. Движение языка, формирующие пищевой комок. Начинает открывать

рот при приближении ложки. 

При избыточном весе и проблемах со стулом вводят овощное рагу, начиная с 0,5ч.л. монокомпонентное. При

нормальном или недостаточном весе вводят каши безмолочные безглютеновые ( рис, гречка, кукуруза) тоже

монокомпонентные.

Все продукты, которые мы используем в качестве первых прикормов,  должны быть промышленного производства.

Обязательна консультация врача!

10 ПРИНЦИПОВ УСПЕШНОГО ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ

(ПРОГРАММА ВОЗ И ЮНИСЕФ)

1. Иметь зафиксированную в письменном виде политику в отношении практики грудного вскармливания и доводить ее до

сведения всего медико-санитарного персонала.

2. Обучать весь медико-санитарный персонал необходимым навыкам для осуществления этой политики.

3. Информировать всех беременных женщин о преимуществах и методах грудного вскармливания.

4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов.

5.Показывать матерям, как кормить грудью и как сохранить лактацию, даже если они должны быть отделены от своих детей.

6. Не давать новорожденным никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев медицинских

показаний.

7. Практиковать круглосуточное совместное размещение матери и новорожденного — позволять им находится в одной палате

24 часа в сутки.

8. Поощрять грудное вскармливание по требованию.

9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких искусственных средств, имитирующих

грудь или успокаивающих (сосок или пустышек).

10. Поощрять создание групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из

больницы.

ЕСЛИ У РЕБЕНКА ПЛОХОЙ АППЕТИТ

       «Желание есть» (аппетит) тесно связано с уровнем глюкозы в крови, деятельностью органов пищеварения и центральной

нервной системы.        

     Выделение пищеварительных соков повышается в ответ на прием пищи, на него влияют также запах пищи, окружающая

обстановка и настроение ребенка.

     Возбуждению аппетита и улучшению усвоения пищи способствуют:

· режим питания, обеспечивающий ритмичную работу органов пищеварения,

· вкусно приготовленная еда и красиво сервированный стол,

· хорошее настроение ребенка и готовность его к принятию пищи; самостоятельное пользование ложкой или вилкой.

      Все попытки развлечь малыша во время еды (картинки, сказки, игрушки и пр.) не способствуют улучшению у него

аппетита, а лишь приучают есть, не замечая пищи.

   Нередко сами родители являются виновниками того, что малыш отказывается от еды. Это свойственно большей частью

семьям, где не соблюдают режим питания, в промежутках между основными кормлениями подкармливают ребенка мучными

и кондитерскими изделиями, фруктами, излишне нагружают жидкостью, особенно соками. Плохо едят дети, которые мало

бывают на воздухе, мало двигаются и от этого становятся вялыми.

   Ребенок будет плохо кушать, если он переутомлен, если его посадить за стол разгоряченного подвижной игрой или

расстроенного, «со слезами на глазах». Следует учитывать также температуру окружающей среды и тела малыша, 

настойчивое кормление детей в жару, в душном жарком помещении или во время лихорадки может вызвать у них тошноту и

рвоту.

   Наконец, необходимо учитывать, что на формирование аппетита могут влиять природные особенности организма, такие как

характер обмена веществ, состояние пищеварительной, нервной и эндокринной систем и пр. Отказ малыша от определенных

видов пищи, например молока, рыбы или фруктов, нередко носит семейный характер.

   Не следует заставлять ребенка есть продукты, от которых он категорически отказывается. В противном случае у него может

сформироваться негативное отношение к обстановке, связанной с кормлением, возникнуть тошнота и рвота только при одном

упоминании о еде.

   К счастью вкусовые привычки детей со временем могут изменяться. Родителям же следует быть терпеливыми и проявлять

кулинарную изобретательность.

Как помочь наладить грудное вскармливание: вопросы и ответы

  • Главная
  • Пациенту
  • Статьи по разделам
  • Статьи
  • Думающим родителям

Молочные реки и кисельные берега – образ волшебной и изобильной страны из народных сказок. Наверное, в этомдивном краю и аллергиков меньше, ведь роль грудноговскармливания (ГВ) в первичной профилактике атопических(аллергических) заболеваний несомненна. Как сделать, чтобымолочные реки напоили и накормили малыша, а маме и папепринесли только радость? Ответим на самые частые тревожные вопросыначинающих родителей.

Достаточно ли ребенок получает молока?

Достоверных признаков того, что НЕТ всего лишь 2: прибавка в весе менее 500г/месс (для первого полугодия жизни) и малое количество мочи (менее 6-8 мочеиспусканий в сутки). Для новорожденного малыша критерием того, что питание наладилось, является восстановление веса на второй неделе жизни после закономерной (на языке врачей – физиологической) убыли массы тела при рождении.

Как помочь матери, считающей, что у нее недостаточно молока?(работа консультанта по ГВ складывается из этого на 50%!)

Чтобы понять, почему матери недостает уверенности, необходимо выслушать ее и дать правдивую информацию о том, как происходит лактация (выработка молока) и процесс кормления, каково нормально поведение ребенка. При беседе необходимо принять мнения и ощущения матери по поводу грудного молока и кормления, отметить все хорошие моменты в технике кормления и в развитии ее ребенка, проверить правильность прикладывания к груди (исправить возможные недочеты, оказав матери практическую помощь), оценить эффективность сосания (рассказать матери!) и дать советы, помогающие справиться с усталостью.

Часто бывает полезна и даже необходима беседа с членами семьи.

По каким причинам ребенок может получать недостаточно грудного молока?

Самые частые причины связаны с кормлением грудью и состоянием матери – это могут быть:

  • задержка начала кормления (оптимально – первое прикладывание хотя бы на полчаса в первые 20 минут после рождения, прямо в родовом зале),
  • редкие кормления или короткие кормления (кормление «по часам», «по правилам»), особенно — отсутствие кормлений ночью или ночные перерывы более 5ч,
  • плохое прикладывание к груди (см. ниже) и неэффективное сосание,
  • дача ребенку ранее 4-6 месяцев других продуктов питания, другого питья, использование бутылочек с соской (если необходимо – лучше кормить из чашки), соски-пустышки,
  • неуверенность в себе/беспокойство/стресс у матери,
  • неприятие ребенка, неприязнь к кормлению грудью, усталость, болезненные ощущения при кормлении (например, при трещинах, молочнице),
  • прием комбинированных контрацептивов (эстрогены в их составе подавляют лактацию; для кормящих мам нужны препараты, подобранные врачом), прием диуретиков=мочегонных средств ( в т. ч. чая и кофе), курение, наступление новой беременности у матери.

Редкие причины – те, что связаны с состоянием ребенка: болезнь, аномалии развития, при которых возникают трудности с эффективным сосанием и утомляемость, слабость.

Есть ифакторы, которые совершенно точно не влияют на количество молока: возраст матери, преждевременные роды, оперативные роды (кесарево сечение), менструация, половая жизнь, возвращение на работу (если ребенок продолжает часто сосать или мать регулярно сцеживает молоко), возраст ребенка, многодетность или рождение двойни/тройни, простая (обычная) диета.

Как можно помочь увеличить лактацию?

Надо позволить поработать над этим самой природе. Механизмы лактации очень надежны, если только своим беспокойством мамочка и ее ближайшее окружение не будут им препятствовать.

Во-первых, маме необходимо достаточно есть, пить и отдыхать, а ребенок пусть будет рядом с ней, чтобы для него сейчас все делала именно мама.

Во-вторых, при кормлении маме нужно учиться расслабляться, используя эти чудесные минуты для сосредоточения на малыше, контакта «глаза-в-глаза» и «кожа-к-коже», набираясь хороших мыслей и ощущений по поводу крохи. Маме будет полезно перед прикладыванием выпить что-нибудь теплое, успокаивающее (но не кофе), уютно устроиться в теплом уголке, согреть грудь (например, теплый душ, теплый компресс на грудь), не отвлекаться на телефон и телевизор. Поэтому семью на первых порах полезно слегка дистанцировать и занять кучей полезных дел на кухне, по дому и за его пределами; это даст маме и малышу время и покой – то, что нужно, для работы маминых гормонов лактации.

Самый главный совет: дать возможность ребенку сосать грудь как можно чаще: как только он проявляет интерес (это называется «кормление по инициативе ребенка»), в первые 1-2 месяца – примерно каждые 2 часа днем и каждые 4-5 часов ночью. Для увеличения или поддержания лактации может быть полезно даже сцеживание (имитация еще одного прикладывания к груди): мамин организм будет отвечать на увеличение «спроса» увеличением «предложения».

ВАЖНО не ограничивать ни частоту ни длительность прикладывания к груди!

Второй самый главный совет: необходимо убедиться, что ребенок приложен к груди правильно и сосет эффективно (см. далее).

Как понять, что ребенок приложен к груди правильно и сосет эффективно?

Только наблюдая за процессом кормления. Грудное вскармливание – это навык, который мама и малыш осваивают вместе, обе стороны процесса учатся. А мы – медики и сочувствующие члены семьи — можем нашим «учащимся» помочь. Вот «шпаргалка»:

Признаки того, что все ПРАВИЛЬНО Признаки того, что ЕСТЬ ТРУДНОСТИ с прикладыванием
  • при сосании ротик ребенка широко открыт,
  • его нижняя губа вывернута наружу,
  • язык ребенка «обнимает» мамину грудь снизу, он виден,
  • щеки ребенка круглые,
  • ребенок охватывает ртом не один лишь сосок, а почти всю ареолу, и особенно – снизу (ареола может быть больше видна над его верхней губой).
  • сосание медленное, глубокое, с паузами,
  • можно видеть и/или слышать глотание,
  • матери удобно, она расслаблена, спокойна, смотрит на ребенка, гладит его, «воркует»
  • во время кормления грудь кажется круглой,
  • тело ребенка прижато к материнскому, его подбородок ( а часто и носик) касается груди, голова и тело ребенка лежат в одной плоскости,
  • мать поддерживает малыша за ягодицы (важно в первые месяцы жизни)
  • рот ребенка открыт не широко, губы вытянуты вперед,
  • нижняя губа не вывернута наружу,
  • язык ребенка не виден,
  • щеки напряжены и втянуты,
  • ареола больше видна под ртом ребенка
  • сосание – только быстрое,
  • можно слышать чмоканье и щелканье,
  • матери неудобно: плечи напряжены, она наклоняется над ребенком,
  • мать и ребенок не смотрят друг на друга, мать трясет ребенка, мало прикасается к нему, поддерживает только за голову и за плечи, нажимает пальцем на грудь
  • тело ребенка не прижато к матери, его подбородок не касается ее груди, шея ребенка повернута
  • во время кормления грудь кажется вытянутой,
  • возможно нагрубание груди, закупорка млечного протока, мастит, трещины и воспаления сосков, плоские и втянутые соски

Как справиться с нагрубанием молочных желез, закупорокой млечного протока, начальной стадией мастита?

Признаки нагрубания груди: грудь болезненная, отечная, плотная (особенно сосок), молоко не вытекает, кожа может стать блестящей, покрасневшей, возможно повышение температуры тела до суток. Что делать? –Не давайте груди «отдыхать»!Если ребенок в состоянии сосать – кормить часто, помочь правильно приложить ребенка к груди (если ребенок не в состоянии сосать – сцеживать молоко вручную или молокоотососом). Для облегчения кормления – перед кормлением (сцеживанием): теплый компресс или душ, массаж шеи и спины, легкий самомассаж молочных желез, а после кормления – холодный компресс на молочные железы для уменьшения отечности.

При закупорке млечного протока и мастите: сначала улучшить отток молока. Для этого: в первую очередь исправить плохое прикладывание к груди, исключить давление одежды (бюстгальтер «на косточках») или пальцев (неправильная поддержка груди во время кормления) на молочную железу, попробовать менять позиции при кормлении, чаще кормить грудью (вариант – сцеживать), перед кормлением и в начале кормления делать легкий самомассаж груди по направлению к соску, теплый компресс на грудь; при наличии трещин соска – начать их лечение. Затем решить вопрос о необходимости приема медикаментов с врачом.

Когда сцеживание молока полезно? И вообще – надо ли сцеживать «до последней капли» после каждого кормления?

Сцеживание как рутинная рекомендация (всем и каждой, после каждого кормления, «до последней капли») не является необходимым! Однако, Вы можете встретиться с ситуацией, когда навык сцеживания Вам очень пригодится, в частности:

  • чтобы облегчить состояние и помочь ребенку приладиться к груди при нагрубании
  • при лактостазе, закупорке млечного протока
  • при затруднениях кормления – при втянутых сосках, затруднениях в координации сосания или незрелости/недоношенности/низкой массе ребенка, если малыш заболел и не может сосать самостоятельно (чего стоит «банальный» ринит!) или «отказывается брать грудь»
  • чтобы поддерживать лактацию, пока мать или ребенок серьезно болеют
  • чтобы сохранить лактацию и оставлять грудное молоко ребенку, когда матери необходимо отлучиться или быть на работе
  • чтобы сформировать в своем морозильнике «золотой запас» и укрепить уверенность в себе.

В каких ситуациях грудное вскармливание все же противопоказано?

Всемирная Организация Здравоохранения называет всего лишь шесть ситуаций, когда следует избрать иной способ вскармливания ребенка, а именно:

  1. У матери – психоз
  2. У матери – открытая форма туберкулеза
  3. У матери – ВИЧ/СПИД
  4. Матери назначено лечение цитостатиками; антитиреоидными препаратами; прием радиофармацевтических препаратов.
  5. Ребенок планируется на усыновление (удочерение).
  6. У ребенка болезни нарушенного обмена веществ: фенилкетонурия, галактоземия.

В завершении этой статьи скажу: грудное вскармливание – такой недолгий период в жизни Вашего малыша, но чрезвычайно важный и насыщенный смыслами. Тема почти неисчерпаема! Главное – при вопросах, тревогах и сомнениях, прислушиваться к себе, улавливать сигналы малыша, искать достоверную информацию в надежных источниках. Хорошо, если есть подруги/родственницы с успешным (недавним) опытом грудного вскармливания, заинтересованный неравнодушный педиатр, консультант по грудному вскармливанию. Как запасной вариант – книги Уильяма и Марты Сирс.

Желаю Вам удовольствия от ГВ!

Яснова Ю.А., аллерголог-иммунолог


Вернуться к списку

Движение, координация и ребенок в возрасте от 1 до 3 месяцев (для родителей)

en español: Movimiento, coordinacion y su bebé de 1 a 3 meses de edad

Отзыв: Мэри Л. Гэвин, доктор медицины

Рефлексы у младенцев сразу после рождения начинают исчезать, поскольку они обретают больший контроль над своими движениями и начинают взаимодействовать с опекунами и окружающим миром.

Что умеет мой ребенок?

Новорожденные с трудом поднимают голову. Но по мере улучшения силы шеи и верхней части тела они смогут поднимать голову, лежа на животе, и, в конечном итоге, опираться на руки. Оказавшись там, они поднимут головы и осмотрятся.

Вы также можете заметить, что ваш ребенок потягивается и пинает ножки. Это движение укрепляет мышцы ног, подготавливая ребенка к переворачиванию, что обычно происходит в возрасте 6 месяцев. Но будьте осторожны: даже очень маленькие дети могут время от времени переворачиваться, поэтому важно никогда не оставлять ребенка без присмотра на пеленальном столике, кровати или другой высокой поверхности.

Младенцы хватают рефлекторно с рождения, но в течение первых 3 месяцев жизни они начинают открывать и закрывать руки и подносить руки ко рту. Ваш ребенок может быть в состоянии держать погремушку или игрушку, которую кладут в руку, и бросать ее, когда она больше не интересует.

Зрение также начинает улучшаться по мере того, как ваш малыш развивает способность следить глазами за движущимся объектом. Затем наблюдайте, как ваш ребенок пытается использовать свои руки, чтобы качать игрушки.

Как я могу поощрять своего ребенка?

Младенцы должны практиковать свои навыки. Несмотря на то, что дети никогда не должны спать на животе, давайте ребенку время на животе под присмотром в часы бодрствования. Это позволяет вашему малышу тренироваться поднимать голову и укреплять мышцы шеи, рук и плеч.

В этом положении ваш ребенок может нервничать и раздражаться, поэтому делайте первые сеансы на животе короткими и постепенно удлиняйте их. Всегда оставайтесь с ребенком, когда он лежит на животике.

Поощряйте зрительно-моторную координацию, позволяя ребенку тянуться к любимым игрушкам, сидя у вас на коленях, или поместите его под детский тренажерный зал, чтобы он бил по игрушкам.

Когда следует звонить врачу?

Нормальное развитие ребенка имеет тенденцию следовать определенной схеме. Навыки, которые дети развивают в раннем возрасте, служат строительными блоками для будущих навыков. Тем не менее, время, необходимое для развития этих навыков, может сильно различаться у разных детей.

Сообщите своему врачу, если ваш ребенок не делает следующее:

К 2 месяцам:

  • держать голову, лежа на животе
  • открыть руки

К 4 месяцам:

  • хватать или держать предметы, которые берут в руки
  • держать голову прямо, пока их держат
  • поднять голову и отжиматься на локтях/предплечьях во время лежания на животе

Недостижение отдельных этапов не всегда означает наличие проблемы. Но поговорите со своим врачом, если у вас есть вопросы или опасения по поводу развития вашего ребенка.

Рецензировал: Мэри Л. Гэвин, доктор медицины

Дата пересмотра: май 2022 г.

Делиться:

/content/kidshealth/misc/medicalcodes/parents/articles/move13m

Общение с ребенком в возрасте от 1 до 3 месяцев (для родителей)

en español: La comunicación y su hijo de 1 a 3 meses

Отзыв: Мэри Л. Гэвин, доктор медицины

После стадии новорожденности вы и ваш ребенок начнете получать удовольствие от двустороннего «разговора» — обмена улыбками и звуками. По мере того, как ваш ребенок станет более активным и бдительным, в нем начнет проявляться новая личность.

Как общаются младенцы?

Плач по-прежнему остается основным способом общения ребенка и позволяет родителям понять, что им что-то нужно. У них также могут быть суетливые периоды или они могут плакать, когда их переполняют все виды и звуки мира.

Ваш ребенок будет реагировать на звук вашего голоса, поворачивая голову и замолкая, улыбаясь или возбуждаясь и двигая ручками и ножками. Когда вы улыбаетесь, ваш ребенок может улыбаться в ответ.

Младенцы открывают в себе способность издавать звуки: скоро у вас будет воркующая и булькающая машинка! Ваш малыш будет «разговаривать» с вами различными звуками. Некоторые младенцы в это время начинают произносить некоторые гласные звуки (например, «а-а-а» или «о-о-о»).

Что мне делать?
  • Чаще общайтесь с ребенком. Ваш ребенок любит звук вашего голоса. Так что разговаривайте, читайте, пойте и воркуйте в течение этих первых месяцев. С энтузиазмом реагируйте на звуки и улыбки вашего ребенка. Расскажите ребенку, на что он смотрит или что делает, и что делаете вы. Называйте знакомые предметы, когда вы прикасаетесь к ним или приносите ребенку.
  • Поговорите с ребенком. Если вы слышите, как ваш ребенок издает звук, повторите его и дождитесь ответа. Вы преподаете своему ребенку ценные уроки о тоне, темпе и чередовании, когда разговариваете с кем-то еще. Это также посылает сообщение о том, что ваш ребенок достаточно важен, чтобы его слушать. Не перебивайте и не отводите взгляд, когда ваш ребенок «говорит» — покажите, что вы заинтересованы и что ваш малыш может вам доверять.
  • Обратите внимание, когда вашему ребенку нужно время для тишины . Иногда дети не в настроении говорить или издавать звуки. Возможно, им нужно отдохнуть от всей стимуляции. Младенцы могут отвернуться, закрыть глаза, стать беспокойными или раздражительными. Если это произойдет, дайте малышу отдохнуть или просто попробуйте обнять его.

Мой ребенок слишком много плачет?

У большинства детей менструация беспокойства начинается примерно в одно и то же время каждый день, обычно она начинается ранним вечером. Хотя все новорожденные плачут и могут быть беспокойными, когда ребенок, который в остальном здоров, плачет более 3 часов в день, более 3 дней в неделю в течение как минимум 3 недель, это состояние известно как колики.

Это может расстраивать, но хорошая новость заключается в том, что большинство детей перерастают его в возрасте 3-4 месяцев.

Когда следует звонить врачу?

Поговорите со своим врачом, если вас беспокоят коммуникативные навыки или слух вашего ребенка. К концу этого периода большинство младенцев:

  • реагируют на громкие звуки
  • издавать звуки, кроме плача
  • улыбайтесь, когда разговариваете с ними
  • улыбнись, когда улыбнешься им

Имейте в виду, что существует широкий диапазон того, что считается нормальным, поэтому некоторые дети осваивают навыки раньше или позже, чем другие.

Запись опубликована в рубрике Разное. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *