Одежда нового времени: что носили щёголи и кокетки?

что носили щёголи и кокетки?

«Французский бренд»

С началом Нового времени в Старом Свете оформились стандарты красоты, актуальные и сегодня: стройная рослая фигура, белокурые волосы, высокий лоб и тонкая талия. Значительно на формирование трендов в европейской моде влияли итальянцы и испанцы. Дамы отдавали предпочтение пышным юбкам на панье, жёсткому стоячему воротнику, заканчивающемуся у подбородка рюшем, что визуально вытягивало шею. Позже этот небольшой элемент костюма превратился во фрезу — круглый кружевной или гофрированный воротник.

Гладкая или узорчатая ткань наряда декорировалась жемчугом, золотыми или серебряными узорами. В мужской гардероб входили вышитые рубашки из белого полотна, распашной камзол, узкие, обтягивающие ноги штаны и панталоны «бричз».

П.П. Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609−1610 годы. Источник: Старая пинакотека, Мюнхен

Во второй половине 17-го века законодателем европейской моды стал французский двор во главе с «королём-солнцем» Людовиком XIV.

Для костюма этого периода были характерны чрезмерная пышность и торжественность, непрактичность и театральный вид. Вышивка драгоценными камнями, плиссировка, банты, каскады лент, а также тёмные и яркие расцветки тканей — без этого не обходился европейский наряд.

К основным предметам мужского туалета относились рубашки с длинными кружевными манжетами, камзол без рукавов с расшитым поясом-шарфом и жюстокор — длинный кафтан с рукавами. Женщины наряжались в платья с двойными объёмными юбками (верхней, более тёмной, и «выглядывающей» из-под неё нижней, непременно светлой) на панье. Для мужчин обязателен был пышный напудренный парик, для дам — высокие причёски. Также модники наносили на лица мушки (искусственные родинки из чёрного бархата), слои белил, пудры и румян.

После смерти «богоданного» Луи на французский престол взошёл его правнук Людовик XV. К этому времени королевскому двору уже наскучили и чрезмерная пышность, и тяжёлые оттенки, и мода на зрелый возраст. В силу вступил новый, романтический стиль. Так, в одежде стали преобладать светлые тона, предпочтение отдавалось свежим, воздушным образам. В причёски вплетались живые цветы, костюмы и украшения декорировались растительным орнаментом. Мужчины начали носить шляпу-треуголку. Благодаря появлению каркасной основы круглой и овальной форм женская юбка увеличилась до невероятных размеров. Платья модниц изобильно украшались рюшами и бантами.

С началом Великой французской революции и приходом к власти Наполеона Бонапарта модные тенденции вновь подверглись трансформации. Жозефина де Богарне, будучи поклонницей Античности, сделала популярными платья с завышенной талией. С корсетами и панье было покончено. Женский костюм этого периода изготавливался из лёгкой, прозрачной ткани (чаще муслина) и состоял из укороченного лифа с глубоким вырезом и шарообразных рукавов на манжетах. Высокую линию талии представительницы прекрасного пола, как правило, выделяли атласным поясом.

«Как денди лондонский одет»

Начало 19-го столетия стало для Англии периодом расцвета дендизма. Денди — светские щеголи, обладавшие изысканным вкусом и придерживавшиеся определённых правил поведения, — были смелы и последовательны в выборе туалетов. Существовавшие до этого мужские костюмы отличались чрезмерной цветастостью. Английские франты 18-го века за своё подражание итальянскому и французскому стилям — красные каблуки, высокие надушенные парики, шпаги у пояса — получили прозвище «макарони». Стиль денди, наоборот, отличался минимализмом, был строг и сдержан. Хотя денди проводили у зеркала и портного не меньше, чем «макарони».

Джордж Браммел — «премьер-министр элегантности» — был одет в отлично скроенный фрак (их, кстати, английскому щёголю полагалось иметь не менее трёх: зелёный — для дневных визитов и чёрный — для балов и траурных церемоний). К наряду были органично подобраны аксессуары: шейный платок, перчатки и цилиндр. С того времени мужской наряд практически не менялся. Что же касается женской моды, то открытия в ней происходили с завидным постоянством.

Дж. Больдини. Портрет графа Робера де Монтескью, 1897 год. Источник: Musée d’Orsay

1830-е годы были связаны с бурным развитием промышленного производства. Это позволило одеваться стильно не только аристократам, но и мещанам. В моду снова вошли корсеты, объёмные головные уборы, туфли с узкими носами, которые теперь можно было разглядеть из-под укороченной широкой юбки. Рукава женского платья расширились настолько, что, как писал Николай Гоголь, «дама поднялась бы на воздух, если бы её не поддерживал мужчина». Глубоко обнажались плечи, увеличилось и декольте. Лиф дамского наряда стал облегать фигуру, линия талии опустилась ниже.

Десятилетием позже женский костюм вновь подвергся трансформации. Для него стали характерны чёткие пропорции, естественная линия плеча и талии, увеличенная линия бёдер.

Неумеренно широкие рукава — предмет многочисленных острот и карикатур того времени — сузились, исчезли пышные банты.

Дж. Хейтер. Свадьба Виктории и Альберта, 1840 год. Источник: Royal collection trust

С именем королевы Виктории связана следующая веха в истории моды Нового времени. «Бабушка Европы» сделала трендовым белое свадебное платье, а также стала основоположницей этикета траура. В период её правления кринолин сменился турнюром — приспособлением в виде подушечки, подкладываемой сзади под платье. Придумал его французский кутюрье английского происхождения Чарльз Фредерик Уорт. В 1858 году он отрыл первый дом высокой моды в Париже и положил начало традиции сезонных коллекций.

Женская юбка периода турнюра была перегружена деталями: рюшами, воланами, пышными драпировками, длинным треном. Последний, декоративно отделанный и изготовленный из той же ткани, что и платье, прикрывала баска.

В 1870—1880-е годы большое влияние на моду оказало развитие спорта.

В женском английском костюме появились блузки с белыми крахмальными мужского типа воротничками и гладкие жакеты. Также викторианская Англия принесла в моду чокеры и широкий, свисающий с плеч воротник «берта».

В.А. Серов. Портрет Зинаиды Юсуповой, 1902 год. Источник: Русский музей

В последнее десятилетие 19-го века в дамский наряд проник зарождающийся стиль модерн. Первым, кто показал миру одежду в эстетике ар-нуво, стал Поль Пуаре. В коллекциях парижского модельера сочетались восточные мотивы и образ женщины-цветка. Чтобы добиться естественных, «природных» линий, в женском платье начали использовать S-образный силуэт. Такой эффект достигался с помощью корсета и турнюра, а также чётким разделением фигуры на две части под углом друг к другу. Костюм носили с пышно взбитыми волосами и огромными шляпами, украшенными цветами, перьями и бантами. Также необходимыми дополнениями были перчатки, муфты и сумки. Эталоном женской красоты в то время считались роскошный бюст и округлые формы с плавными изгибами.

«Прекрасная эпоха» была последней вехой моды на подобные объёмы дамской фигуры.


Сборник: Человек Нового времени

В эпоху научных открытий и технического прогресса тон задавали предприимчивые люди, стремившиеся к успеху.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XX вв.

Европейское общество Нового времени

Европейское общество Нового времени

В период с 16-го по 20-й век, названный Новой историей, жизнь всего общества перестроилась. Некоторые вполне успешно приспособились к сложившимся обстоятельствам.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVI-XX вв.

Человек Нового времени

Человек Нового времени

Из земледельца — в производителя товаров и услуг. Знаешь ли ты, как проходил этот процесс?

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XX вв.

Развлечения в Новое время

Развлечения в Новое время

Развлечения Нового времени не сильно отличались от досуга Средневековья, но некоторые причудливые новшества тогда всё-таки появились.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XX вв.

Мода Нового времени: что носили щёголи и кокетки?

Мода Нового времени: что носили щёголи и кокетки?

В 16-19 вв. мода была так же капризна, как и сегодня. Фасоны платьев – крой, длина, расцветка – менялись регулярно.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XX вв.

Философия Нового времени: торжество индивидуальной мысли

Философия Нового времени: торжество индивидуальной мысли

Кант, Декарт, Ницше, Паскаль. Новое время породило плеяду ярких мыслителей.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XX вв.

Открытия Нового времени

Открытия Нового времени

Научные изобретения, появившиеся в период между 15-м и 20-м веком, заложили основу технического прогресса.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XX вв.

Европейское общество Нового времени

В период с 16-го по 20-й век, названный Новой историей, жизнь всего общества перестроилась. Некоторые вполне успешно приспособились к сложившимся обстоятельствам.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVI-XX вв.

Человек Нового времени

Из земледельца — в производителя товаров и услуг. Знаешь ли ты, как проходил этот процесс?

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XX вв.

Развлечения в Новое время

Развлечения Нового времени не сильно отличались от досуга Средневековья, но некоторые причудливые новшества тогда всё-таки появились.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XX вв.

Мода Нового времени: что носили щёголи и кокетки?

В 16-19 вв. мода была так же капризна, как и сегодня. Фасоны платьев – крой, длина, расцветка – менялись регулярно.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XX вв.

Философия Нового времени: торжество индивидуальной мысли

Кант, Декарт, Ницше, Паскаль. Новое время породило плеяду ярких мыслителей.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XX вв.

Открытия Нового времени

Научные изобретения, появившиеся в период между 15-м и 20-м веком, заложили основу технического прогресса.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XX век

История первого советского маньяка

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Коктейль Молотова»

  • Статьи
  • Азия
  • VII-VI вв. до н.э.

Зороастризм: так говорил Заратустра

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Екатерина Арагонская: история испанской принцессы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Каким руководителем был Юрий Андропов?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Холодная война

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

Протопоп Аввакум как главный идеолог старообрядчества

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Бонапарт: история взлёта и падения

  • Статьи
  • Европа
  • XIV-XIX вв.

Договор с дьяволом: сколько стоит продать душу?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что истребляли гугенотов? (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

История первого советского маньяка

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

Что, если бы Пабло Эскобар выжил

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Накануне 22 июня 1941 года

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Коктейль Молотова»

  • Статьи
  • Африка

Богатейший женоненавистник мира, охмурённый русской княгиней

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Мария Стюарт, её мужья и любовники

  • Статьи
  • Азия
  • XIX век

Как начищенные сапоги русских моряков из плена спасли

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 435775
История первого советского маньяка
  • 📚 Статьи
  • 👀 379117
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
  • 📚 Статьи
  • 👀 238868
«Коктейль Молотова»
  • 📚 Статьи
  • 👀 95389
Зороастризм: так говорил Заратустра
  • 📚 Статьи
  • 👀 74904
Екатерина Арагонская: история испанской принцессы
  • 📚 Статьи
  • 👀 62313
Каким руководителем был Юрий Андропов?
  • 📚 Статьи
  • 👀 61517
Холодная война
  • 📚 Статьи
  • 👀 56084
Протопоп Аввакум как главный идеолог старообрядчества
  • 📚 Статьи
  • 👀 54753
Бонапарт: история взлёта и падения
  • 📚 Статьи
  • 👀 53200
Договор с дьяволом: сколько стоит продать душу?
  • 📚 Статьи
  • 👀 488585
«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»
  • 📚 Статьи
  • 👀 459387
За что истребляли гугенотов? (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 435775
История первого советского маньяка
  • 📚 Статьи
  • 👀 379117
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
  • 📚 Статьи
  • 👀 362166
Что, если бы Пабло Эскобар выжил
  • 📚 Статьи
  • 👀 273256
Накануне 22 июня 1941 года
  • 📚 Статьи
  • 👀 238868
«Коктейль Молотова»
  • 📚 Статьи
  • 👀 209709
Богатейший женоненавистник мира, охмурённый русской княгиней
  • 📚 Статьи
  • 👀 148771
Мария Стюарт, её мужья и любовники
  • 📚 Статьи
  • 👀 147202
Как начищенные сапоги русских моряков из плена спасли

Сундук Истории: Одежда Нового времени: общая характеристика


История костюма – великолепная иллюстрация к социальной иерархии, существовавшей в тот или иной период человеческой истории. В Новое время одежда, как и раньше, продолжала без слов указывать на происхождение человека. Более того, представители одной и той же социальной группы постоянно старались превзойти друг друга роскошью одежды. Для этого годился любой повод, скажем, в Венеции платье рожениц отличалось необыкновенной пышностью, а в Неаполе похороны подчас превращались в настоящий парад мод.

Ревностно охраняя свои привилегии, аристократия не могла допустить, чтобы буржуа, не говоря уже о крестьянах, одевались так же, как и благородное сословие в шелка и дорогие кружева. В Англии времен королевы Елизаветы (вторая половина XVI века) не раз принимались законы, ограничивавшие модные нововведения в одежде для каждого сословия. Впрочем, желание подняться по социальной лестнице толкало не только буржуа, но и крестьян, на «узурпацию» в области одежды. 

Например, в 1696 году священник из Рюмежи (Фландрия) записал в дневнике следующее: «Молодые люди в шляпах с золотым и серебряным галуном и соответствующих этому нарядах; девушки с прическами в фут высотой и в подобающих этим прическам туалетах. .. С неслыханной наглостью посещают они каждое воскресенье кабачок». Возмущенный священник вел речь о зажиточных крестьянах, которые шли на большие жертвы ради того, чтобы выглядеть как богатые горожане.

Идеалы красоты

Людовик XIV

В Новое время изменения коснулись не только одежды. Постепенно идеал мужчины-рыцаря потерял свою актуальность. Теперь от мужчины ожидалось проявление не столько физической силы, сколько изящества, утонченности и скрупулезного следования моде. А поскольку с XVII века Франция превратилась в законодательницу европейской моды, оттеснив итальянские княжества, не удивительно, что французский король Людовик XIV стал эталоном мужской красоты. 

Высокий рост, длинные светлые волосы, правильные черты лица – вот тот идеал внешней привлекательности, на который равнялась знать Западной Европы. Кроме того, Людовик XIV слыл прекрасным танцором, охотником, наездником и сердцеедом. Также большое значение он придавал одежде, становясь порой законодателем моды.

Женский идеал красоты тоже изменился. Анемичные средневековые барышни, равно как и полнотелые красавицы Ренессанса, вышли из моды. В Новое время светская дама должна была быть величественной, но в то же время жеманной. Так же, как и у мужчин, приветствовался высокий рост, длинные пышные волосы,  развитые формы (плечи, грудь, бедра) при тонкой талии. Чтобы добиться этого, талию туго затягивали корсетом порой до 40 см в обхвате.

Ткани и крой

Само собой разумеется, все эти метаморфозы не могли не коснуться одежды, которая в Новое время играла огромную роль в выражении идеала красоты. Тому немало способствовало возросшее разнообразие шерстяных и шелковых тканей: тафта, парча, камелот, сукно, ратин, атлас, муар – всего лишь некоторые из них. Под влиянием зародившегося в конце XVI века стиля барокко изменилась орнаментация тканей: завитки, причудливые цветы, ромбовидная сетка, стилизованные букеты. В конце XVII века в моду входят клетчатые и полосатые ткани.

Декоративная отделка как мужской, так и женской одежды Нового времени изобилует лентами, гипюром, кружевами, золотыми и серебряными нитями. Следить за новыми веяниями в области костюма помогали модные листки, где, кроме детального рисунка, были также указания на то, в какой сезон, из какой ткани и какого цвета лучше всего шить платья и костюмы. С выходом в 1679 году первого номера иллюстрированного издания «Меркуре галант», тенденции французской придворной моды быстро распространялись по всей Европе.  

Анна Австрийская

Женская одежда Нового времени напоминала два соединенных вершинами треугольника в области талии. Такая конструкция платья была неслучайна, если вспомнить, что в основе идеала женской красоты лежала осиная талия дамы. Широкие балонообразные рукава на жесткой прокладке, подложные валики по линии бедер, а также металлический каркас, расширяющийся книзу платья, все это способствовало зрительному сужению и без того затянутой в корсет талии.

Однако сложным кроем отличался не только женский, но и мужской костюм. Он изобиловал вертикальными разрезными линиями, создающими прилегающий силуэт. Большое значение играли плащ и шляпа, причем, кроме фасона и материала, щеголи с не меньшим азартом следили за манерой их ношения. Возможно, самым знакомым для нас является короткий мушкетерский плащ. Многочисленные пуговицы (до 150!) по боковым швам и рукавам позволяли превращать плащ мушкетера в короткую пелерину или одежду с длинными рукавами. 

Разумеется, в каждой европейской стране существовали свои особенности костюма и все же диктат Франции в области одежды в Новое время был неоспоримым. 

Источники:

Бродель Ф. «Структуры повседневности: возможное и невозможное»

Захаржевская Р. «История костюма»

Каминская  Н. «История костюма»

Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.  

If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please. 

New Age Clothing — Etsy Турция

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( более 1000 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Одежда Нью Эйдж и современная одежда