«Легкое дыхание» — анализ рассказа Ивана Бунина

История написания

Проблематика произведения, основные темы

Новелла была написана в марте 1916 года, когда Бунин находился в имении Васильевском Орловской губернии. Всё началось с того, что московское издательство «Русское слово» попросило его выслать короткую историю для пасхального выпуска своей газеты. Поделиться своими новеллами Иван Алексеевич был не против, поскольку дорожил дружескими отношениями и щедрыми гонорарами, но готовых работ у писателя не оказалось. В результате он решил быстро воплотить на бумаге давно томившуюся у него историю любви о гимназистке Оле.

Сама идея произведения пришла к Бунину намного раньше. Однажды он гулял по кладбищу на Карпи, где неожиданно наткнулся на могилу незнакомой девушки. Фотография цветущей, жизнерадостной особы создала резкий контраст с гнетущей атмосферой этого места, что потрясло писателя до глубины души. Воображение сразу же нарисовало ему картину жизни этой девушки — так и родился в его голове план создания произведения под названием «Лёгкое дыхание».

По признанию самого Бунина, были и более глубокие предпосылки для написания новеллы. В глубоком детстве он стал свидетелем гибели своей сестры Саши, которую вся семья очень любила. Детская травма глубоко потрясла мальчика, навсегда оставив в его голове образы зимы, облачного снега, невинной девочки и смерти, которые нашли отражение в будущем произведении искусства.

Краткое содержание

Новелла Бунина Легкое дыхание

Рассказ начинается с описания кладбища, где находится могила гимназистки. Повествование сразу останавливается на описании внешности героини — живых глаз, радостной улыбки. Из первых строк читатель сразу понимает, что рассказ пойдёт о весёлой, жизнерадостной, оптимистичной девушке. Затем рассказ переходит к детству и юности Оли — до 14 лет она была обычной ученицей, но затем «расцвела», став одной из самых популярных гимназисток среди парней и однокурсников.

В начале новеллы Мещерская предстаёт как очень благополучная и счастливая личность — она лучше всех танцует на балу, отлично катается на коньках, имеет много подруг и ухажёров. В последнюю зиму жизни она практически «сходит с ума от веселья», за что её вызывает на разговор начальница гимназии. В процессе беседы девушка признаётся, что она «уже женщина» благодаря Малютину.

После откровенного разговора следует сцена на вокзале, где казачий офицер стреляет в Олю. В суде он приводит аргументы о том, что она сама довела его до такого, поклявшись быть его женой и нарушив обещание, а также предложив прочесть дневник, где совращала другого мужчину. Затем следует история её «падения» с Малютиным. В конце действие снова переносится на кладбище, где могилу Мещерской посещает классная дама.

«Легкое дыхание»: пересказ очень кратко

Рассказ о короткой жизни и смерти юной девушки Оли Мещерской. Воспитанница женской гимназии быстро расцвела и стала красавицей. Ветреная, беспечная, резвая, очаровательная, она, как магнитом, притягивала поклонников. Пятнадцати лет Ольга вступила в связь с немолодым мужчиной, другом отца и братом начальницы гимназии.

Директриса отчитывает её за излишнюю весёлость, женскую причёску, наряды, а mademoiselle Мещерская легко ставит начальницу в известность, что она женщина, и сообщает, по чьей вине. Гибнет Оля от рук своего нового любовника, казацкого офицера. Она посмеялась над ним, и казак, оскорблённый в чувствах, выстрелил.

На суде вскрываются подробности падения гимназистки. Убийца приводит в доказательство своих слов запись её дневника. В конце рассказа описывается классная дама Оли Мещерской. Женщина каждое воскресенье приходит к ней на могилу, скорбит и вспоминает.

Тема новеллы

Краткое содержание новеллы

Центральной темой художественного произведения является любовь. Она раскрывается читателю сквозь призму поступков и поведения персонажей — прежде всего, главной героини Оли Мещерской. Интересно, что роль любви в новелле отходит от классических канонов — она выступает разрушительной, губительной, неконтролируемой силой, а не добрым, чистым и светлым чувством. Женская притягательность Оли почти доводит молодого гимназиста Шеншина до суицида, а сама она гибнет от руки отвергнутого любовника.

Бок о бок с любовью в произведении раскрывается тема ценности и красоты жизни. Через образ Мещерской Бунин пытается показать, что нужно наслаждаться миром в сегодняшнем дне, смотреть на всё проще и не ограничивать себя правилами. Но в этом важно не переборщить, встав на путь безнравственности и безответственности, иначе можно разделить печальную судьбу Оли, чья непосредственность и открытость привела к её смерти.

Важным шагом в раскрытии этой темы выступает введение образа классной дамы и противопоставление её главной героине. Эта «пожилая девушка» и «идейная труженица» скована правилами и традициями, но в глубине мечтает научиться жить так же легко и непосредственно, как Оля. Это становится её недостижимым идеалом и предметом одержимости. Противопоставление её мечты и реальности в «Лёгком дыхании», контраст безрадостного существования с короткой, но яркой и полной удовольствий жизнью Мещерской лучше всего раскрывает тему скоротечности бытия и важности наслаждения сегодняшним.

Легкость дыхания – легкость бытия и небытия (3 фото)

Основа всего произведения, на которой базируется его концепция, это старинная книга, которую любит перелистывать главная героиня Оля Мещерская. Как-то в беседе с подругой она говорит, что прочла в этой книге о важной особенности, которой должна обладать каждая прекрасная женщина. Это как раз и есть то самое пресловутое легкое дыхание. Ольга с радостью отмечает, что она обладает такой особенностью. И впереди ее ждет такая же легкая, безмятежная и счастливая жизнь. Но Пути Господни неисповедимы… И все складывается далеко не так, как планировала девушка. Оля Мещерская – юная гимназистка, известная своей прелестью, непосредственностью и естественностью. Автор с нежностью пишет, что она не боялась ничего в жизни, не боялась показаться забавной или смешной. Даже можно провести аналогию характера героини с персонажем Наташи Ростовой, поскольку у нее наблюдалось то же жизнелюбие, открытость к людям и всему миру.

Оля прекрасно вальсировала, каталась на коньках, училась, любила жизнь и стремилась навстречу счастью. Однако судьба сложилась так, что один офицер, пораженный ее красотой, всего лишь одним выстрелом обрывает эту недавно начавшуюся жизнь… Столь неожиданный и трагичный финал поражает до глубины души. И невольно хочется упрекнуть автора за столь печальный финал. Но если внимательно подумать, то можно прийти к выводу, что не выстрел стал завершением жизни Ольги. Возможно, с физической точки зрения да, но в действительности трагедия произошла гораздо раньше.

Анализируя неоднозначный образ героини, важно рассмотреть его под разными, даже диаметрально противоположными углами. Особенности характера Оли, выражаемые чувственностью, открытостью, оптимизмом, это результат жизни в тихой провинциальной среде. Однако столкнувшись с удивительной противоречивостью персонажа, можно сделать вывод, что даже такая жизненная среда не смогла повлиять на истинную суть девушки. Иван Бунин, по мнению большинства критиков, считается последним классиком критического реализма. Но при этом он не полностью соблюдает принципы представления окружающей действительности. Нельзя утверждать, что героиня – это всего лишь результат действия среды, на корню губящей и убивающей непосредственность и невинность. В позапрошлом веке говорили, что если исправить общество, то исчезнут и свойственные ему пороки. Но спустя век позиция людей изменилась. Они считают, что мир настолько многогранен, что полностью его познать нельзя. Нет однозначно хорошего и однозначно плохого. Ольга такая, какая есть. И ничего с этим не поделаешь.

Основная проблематика

«Лёгкое дыхание» раскрывает взгляд писателя на многие современные проблемы. Основные из них:

Раскрытие образа Оли Мещерской

  • Баланс между страстью и приличиями. Автор явно симпатизирует Оле, которая выбирает первое и закрывает глаза на второе. Но такой выбор приводит её к печальному итогу, что отражает реальное положение вещей.
  • Свобода человека. Бунин изображает нравственные ограничения и одержимость традициями в негативном свете, противопоставляя им открытую и непосредственную Мещерскую, не заботящуюся о своей репутации. Он считает, что общество не должно вторгаться в интимную сферу человека.
  • Социальное неравенство. Конфликт Оли с обоими из её любовников происходит из того, что они «из разных сословий», и это приводит к большим трагедиям.
  • Скука и серость жизни. Желание вырваться из рутины бытия и жизнь в своих мечтах — основная характеристика персонажа классной дамы. Оле удаётся сделать за счёт «лёгкого дыхания», но с печальными последствиями.

Мельком автор останавливается на проблеме важности семьи. Некоторые цитаты Мещерской намекают на проблемы с родителями, а её воспитание говорит о заброшенности и неприспособленности к жизни в жестоком внешнем мире. Никто из старших не научил героиню ответственности и нормам приличия.

Образ Оли Мещерской

Самым проработанным и раскрытым в новелле является образ главной героини — гимназистки Оли Мещерской. Она воплощает в себе идеал женского очарования Бунина. Присущие ей черты характера:

Главная героиня новеллы

  • лёгкость;
  • непосредственность;
  • открытость;
  • оптимизм;
  • стремление жить сегодняшним днём и во всём искать радость;
  • откровенность;
  • обаяние;
  • женственность;
  • безответственность;
  • неспособность воспринимать чувства других всерьёз;
  • беззаботность;
  • легкомыслие;
  • ветреность.

Описание произведения

Большое внимание автор уделяет внешности героини. Она очень красива, стройна и изящна, из-за чего в юном возрасте имеет много ухажёров. Подобной лёгкости и грациозности соответствует и внутренний мир Оли — её не сковывают никакие правила, она делает то, что хочет, не задумываясь о мнении окружающих. Несмотря на неоднозначность и некоторую аморальность поступков, её практически невозможно осуждать из-за наивности и открытости.

Фатальным недостатком Оли является её неспособность найти баланс между чувствами и разумом, свободой и скованностью, реальностью и мечтами. Она слишком откровенна и не стесняется говорить жестокую правду, за что в конце концов расплачивается жизнью. Трагедия героини заключается в том, что её определяющие черты характера — непосредственность, жизнелюбие, вера в мечту — в итоге приводят к её смерти. Она действует по воле чувств, а не разума, за что и расплачивается в конце истории.

Характеристика остальных героев

«Лёгкое дыхание» — короткая новелла, которая не может похвастаться богатым составом персонажей. Большинство из них в какой-то мере противопоставляются образу Мещерской:

История написания новеллы

  • Алексей Михайлович Малютин — 56-летний офицер, семейный друг Мещерских, красивый пожилой мужчина. Однажды остаётся наедине с девушкой дома, не сдерживается и совращает её. Несмотря на первоначальное желание «стать женщиной», Оля чувствует к нему отвращение, в чём открыто признаётся. Позже Малютин погибает в русско-японской войне, в одну зиму с главной героиней.
  • Казачий офицер — любовник Оли, загадочный и мрачный персонаж, о мотивах которого мало что известно. Он описывается как некрасивый и небогатый мужчина. Нюансы его взаимоотношений с главной героиней остаются за кадром, но ясно, что он относился к роману очень серьёзно — настолько, что отнял жизнь возлюбленной, узнав о невзаимности своих чувств. Для самой Мещерской их связь была чем-то вроде эксперимента или мимолётного увлечения, в то время как офицер хотел свадьбы, что и стало причиной конфликта и последующей смерти девушки.
  • Начальница гимназии — строгая, правильная женщина, осуждающая ветреное поведение Оли. Скованная собственными нравоучениями и установками, она оказывается совершенно обезоружена непосредственностью и откровенностью Мещерской, несмотря на свою позицию власти по отношению к гимназистке. Разговор с ней, несмотря на недолгую продолжительность, нередко называется одним из самых запоминающихся моментов новеллы.
  • Классная дама — немолодая женщина, которая живёт мечтами вместо реальности. Для неё Оля становится чем-то вроде идеала, а её жестокую судьбу она считает воплощением несправедливости мира. После смерти Мещерской классная дама регулярно посещает её могилу, предаваясь сентиментальным размышлениям.

Своеобразие каждого персонажа новеллы состоит в неоднозначности его мотивов. Психология и глубокие размышления героев оставлены за кадром, что позволяет читателю понимать их по-своему.

Содержание рассказа «Легкое дыхание» подробно с цитатами

Апрель. На кладбище на одной из свежих могил стоит новый дубовый крест. С портрета смотрит девушка с «выразительно живыми глазами». Лежит в этой могиле Оля Мещерская. Рассказывается история её короткой жизни. В детстве она ничем не выделялась среди «коричневых платьев гимназисток», потом «начала расцветать» и уже к 15-ти годам «слыла красавицей».

В последнюю свою зиму Оля совсем сошла с ума от веселья.

Начальница гимназии вызывает её и распекает за неподобающее для гимназистки поведение. У Оли дорогие туалеты и «женская прическа». На это Оля отвечает директрисе, что она женщина, и виноват в этом Алексей Милютин — друг её отца и брат начальницы гимназии. Для директрисы связь её родственника с ученицей настоящий позор.

Далее сообщается о том, что через месяц после этого разговора Оля умерла. Её любовник, казацкий офицер, застрелил девушку прямо на вокзале среди большой толпы народа. Убийцу судили, в ходе судебного следствия «ошеломившее начальницу признание Оли подтвердилось».

Офицер рассказал, что она сама виновата, так как не оставила ему другого выбора. Девушка «была близка с ним и клялась стать его женой», но потом заявила, что не любит и дала прочитать страницу дневника, где говорилось о Малютине. Записи ученицы приводятся в качестве доказательства. Так шокировавшее директрису признание подтверждается.

Далее читателю приводится фрагмент из дневника, в котором ярко раскрывается образ и сущность девушки. Как-то раз она осталась одна, приехал Алексей Михайлович, он «говорил какие-то любезности» и «целовал ей руки».

Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! — пишет девушка о своём падении, — Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!

Повествование вновь переносится на кладбище. Описывается церковь, мимо которой каждое воскресение на могилу к Оле ходит «женщина в трауре, платке и черных лаковых перчатках». Она садится на скамью, возле дубового креста и «сидит на ветру и на весеннем холоде час, два, пока совсем не зазябнут ее ноги в легких ботинках и рука в узкой лайке».

Особенности композиции

Отзывы читателей

Главная особенность композиции рассказа — отсутствие хронологической последовательности. Текст начинается с описания могилы Оли, затем перескакивает к описанию её детства, затем переходит последней зиме. После всего этого следует разговор с начальницей, где раскрываются некоторые из ключевых деталей сюжета, включая связь героини с Малютиным. Затем произведение возвращается к новостям о смерти гимназистки. Концом служит незначительный на первый взгляд эпизод из повседневной жизни Мещерской, где она рассказывает подругам-гимназисткам о смысле женской красоты.

Благодаря резкой перемене места и времени действия, автору удалось сохранить ощущение лёгкости. Несмотря на несправедливые удары судьбу и множественные сомнительные или трагические события, новелла не нагружает читателя тяжёлыми мыслями — он становится отрешён, дистанцирован от героев и их проблем.

Другая особенность композиции — стремительность всего происходящего, которая подчёркивает живую и непосредственную натуру главной героини. События происходят настолько быстро, что у читателя практически не остаётся времени проанализировать сочинение — он, как и Мещерская, воспринимает его чувствами, а не холодным разумом. Это соответствует картине жизни Оли — она всегда «жила настоящим», не задумываясь о долгосрочных последствиях своих действий.

Ещё одна интересная деталь — автор фактически начинает своё произведение с развязки, лишая его неожиданного поворота в виде смерти героини. Читатель знает, что печальный итог неизбежен, потому лучше концентрируется на причинах и событиях, ведущих к трагической концовке. Предрешённая обречённости Оли, неважность её действий и решений помогают донести идею и смысл «Лёгкого дыхания» — именно желание жить на полную, веселиться и не обращать внимания на последствия привели девушку к печальному итогу.

Композиция

К главным особенностям композиции новеллы следует отнести контраст и отсутствие хронологической последовательности. Произведение начинается с описания могилы Оли, затем автор рассказывает о раннем детстве девушки, затем вновь «перескакивает» к ее последней зиме. После идет разговор Мещерской с начальницей гимназии, в ходе которого становится известно о ее связи с пожилым офицером. Затем – известие об убийстве гимназистки. И в самом конце рассказа автор добавляет незначительный, казалось бы, эпизод из жизни Оли, в котором она делится с подругой своим представлением о женской красоте.

Благодаря временным перемещениям и быстрой смене всех действий автору удалось создать чувство легкости и некоей эмоциональной отрешенности. В произведении все призвано подчеркнуть живую и непосредственную натуру главной героини. Все события происходят стремительно, не давая возможности их как следует проанализировать. Так скоротечно промелькнула и угасла жизнь Оли Мещерской, которая всегда жила исключительно сегодняшним днем, не думая о последствиях своих действий.

В своем рассказе Бунин сразу же лишает сюжет непредсказуемости и кульминационной развязки. Она уже произошла – и это смерть юной гимназистки. Понимая, что самое главное уже произошло, читатель переключается на события, которые привели к печальному финалу.

Намеренно разрушая причинно-следственные связи в рассказе, писатель делает акцент на том, что не имеют никакого значение ни мотивы поведения Оли, ни дальнейшее развитие событий в рассказе. Неизбежная обреченность героини – в ней семой, в ее невероятно притягательной женской сущности, очаровании, непосредственности. Огромная страсть к жизни и привела ее к столь быстрому концу.

В этом и заключается смысл названия рассказа. «Легкое дыхание» – это невероятная жажда жизни, способность с удивительной легкостью парить над обыденной реальностью, не замечая проблем и искренне радуясь каждому прожитому дню, каждой минуте.

Отзывы читателей

Произведение вызывает бурю эмоций, несмотря на небольшую длину. Настолько хорошо прописаны женские образы, что просто оживают перед глазами. Прочтение помогло мне лучше понять себя и окружающих.

Лида

Новелла рассказывает о девушке, которая впуталась в слишком большие передряги для своего возраста и интеллекта. Но несмотря на то что героиня та ещё «молодец», ей искренне сопереживаешь. Текст отлично балансирует между лёгкостью и мрачностью.

Алексей

Красивая и печальная история, затрагивающая темы быстротечности жизни, разрушительности страсти и опасности женской притягательности. Образ героини пробирает до мурашек, особенно когда сопоставляешь её с некоторыми знакомыми из реальной жизни.
Ярослав

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: